Трикотажная одежда для дома и отдыха для мужчин и женщин, в интернет магазине Ирис — домашний трикотаж!

Домашний трикотаж от производителя в Иваново, в интернет-магазине «Ирис — домашний трикотаж» Трикотаж дешево, купить ночные сорочки, купить туники, купить трикотаж

Разное

Духовные ценности человека – Духовные ценности человека — нравственные идеалы

Содержание

Духовные ценности человека — нравственные идеалы

В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.

Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе. Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот, по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали». Это еще называют эффектом бумеранга.

Материя и дух

Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос, и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.

На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.

К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее, он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.

С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.

К  материальным ценностям относятся:

  • денежные знаки;
  • товары в магазине;
  • драгоценности;
  • недвижимость;
  • предметы роскоши.

Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.

К духовным категориям относят:

  • дружбу;
  • любовь;
  • преданность;
  • взаимопонимание;
  • творчество, искусство;
  • религиозные чувства;
  • нравственные идеалы;
  • моральные качества.

Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.

Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.

Нравственные идеалы

Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно.  К нравственным идеалам психологи относят:

  • смысложизненные;
  • эстетические;
  • собственно нравственные;
  • семейные.

Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.

Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.

Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.

Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации  маленького гражданина. Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.

Духовные понятия

Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.

Духовные категории:

  • красота;
  • добро и зло;
  • истина;
  • искусство;
  • творчество;
  • любовь.

Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.

Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.

Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.

Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.

Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.

С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.

Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.

Бездуховность

Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя только материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Бездуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе бездуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.

Современные средства информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Родители не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся постоянно на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, где ведется пропаганда преимущества материального потребительства.

Рекламодатели тратят огромные суммы денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним счастье. То есть, счастливым современный человек может стать только после приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей  материальными — отличительная черта нашего времени.

Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ответственность за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения тоже вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная работа школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы — тяните карту:

tayniymir.com

Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных. Материальные и духовные ценности

Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные ценности человека?

Понятие и примеры материальных ценностей

Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.

Материальные ценности – это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.

Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.

Основные духовные ценности человека

Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.

К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

Что ответить, если просят: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных»?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Какие ценности для человека важнее

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?

Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.

Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них — богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

fb.ru

«Что для человека важнее духовные или материальные ценности?» – Яндекс.Знатоки

Так, друзья, давайте начинать с понятий. Человек — кончтрукция многоуровневая, и если подходить с точки зрения свода наук, то видим биомеханика (тело, нейрофизиология) + психика + дух/душа. Стало быть человек не будет целостным, если упор делать на одну из составляющих, а остальное игнорировать.

Отсюда у каждого человека вытекают соответсвующие классы задач — выживание, налаживание состояния, управление настоящим и создание будущего для себя и своего окружения. И хотите вы или нет, а жизнь будет ставить перед вами такие задачи. И одеться надо и за квартиру заплатить и что-то из себя представлять. Поэтому в крайности впадать не надо. Этим вопросом нужно задаваться, когда у вас уже есть на что кушать. А зарабатывает человек, грубо говоря продавая свои способности. Что толкает нас управляемо стать специалистов в какой-то сфере и совершенствовать свои навыки постоянно.

Так вот, если опираться на как минимум три источника — Догматику испанской школы фехтования Дестрезы ( а любая традиционная школа — это воспитание личности — воина и ученого в одном лице), школу русского академика Попова (который при Сталине вместе с Яковлевым занимался вопросами памяти и сознания) и пркладные знания наших предшественников (можно сказать как справлялись с теми или иными задачами наши предшественники), то можно сказать коротко следующее:

Человека всегда помнят по его поступкам. Человек родился не для того чтобы себя увековечить в недвижимости и имуществе, т.к. все что сделано для себя будет разрушено и разорено сразу же после смерти алчными родственниками, а его самого скоро позабудут . Человек увековечивает себя своими поступками, выполняя долг (делает то, что должен на своем месте) и при этом он скромен — так выглядит вечная жизнь в памяти многих поколений.

И исторических примеров тому масса — вспомните Сергей Королев, Иеронимо де Карранза, Петр I, Карл V, Федор Ушаков и многие другие — их всех помнят по поступкам. И они всем при жизни владели, но никакого имущества за собой не имели — не потому что бедные, эти люди были сильными личностями и могущественными, а потому что приоритеты уже выстроились. Они могли обеспечить себе хлеб на столе и могли быть полезны другим. Тот, кто из себя ничего не представляет, тот будет накапливать и дрожать чтоб не потерять.

yandex.ru

Эстетические, нравственные и религиозные ценности (человек любящий) — Философия

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Сущность проблемы ценности и оценки окружающего мира состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека. Объективная реальность сама по себе в ценностном отношении нейтральна, ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.

Эстетические ценности

Эстетические ценности – это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Данные эстетические категории характеризуют эстетическую значимость предметов и явлений для человека, удовлетворяя его стремление к прекрасному и возвышенному.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает прежде всего состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. В этом смысле выделяют:

    • объективное содержание эстетической ценности и
    • ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т.п.

Известное выражение Ф. М. Достоевского — «Красота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства.

Нравственные ценности

Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания.

Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Нормами поведения являются общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения.

Нравственные (духовные ценности) — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Моральные и эстетические ценности по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей:

    1. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «… нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.
    2. Аскетизм провозглашает идеалом жизни добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким», а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма»).
    3. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.

Религиозные ценности

Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей.

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни.

Религиозные ценности — основные догматы веры в сверхъестественное.

Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфически человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.

Главным в понимании феномена религии и его роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т.д.) и в этом смысле она не требует доказательств.

Высший мир, данный человеку в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой человек отдается полностью. Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения.

Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Поэтому задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применения в реальной жизни человека, по меньшей мере, бессмысленно.

Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога, как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам современных представителей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, «иллюзия бессмертия» и «искушение потусторонним». Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность. Недаром в христианской догматике самым тяжким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние богооставленности рассматривается как наиболее ущербное для человека. Для ислама понятие «неверного» или иноверца может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т.е. священной войны.

Нужно особо подчеркнуть существенное различие в моральном отношении человека к Богу и к людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает необходимость служения Богу как высшему идеалу. В то же время, верующий в Бога и любящий его всеми силами души, не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом, прежде всего в своей душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия и равноценности, где вражда и борьба принципиально недопустимы. Однако другой человек может быть носителем зла, противником моего отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого парадокса в христианстве есть формула: «Ненавидь грех, но возлюби грешника». Известен ответ Александра II на просьбу о помиловании Дм. Каракозова, который предстал перед судом за попытку покушения на императора: «Как человек я его прощаю, но как государь простить не могу».

Соотнесение Бога как высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного мира каждого человека чревато еще одной труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в тот или иной идеал (религиозный или светский) может вести к жестокости и бесчеловечности, когда миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Особенно ярко такая позиция проявляется у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе все черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.

jurkom74.ru

Роль духовных ценностей человека в современном обществе

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

В.Е. Боборыкин, доцент, канд. филос. наук

Духовное совершенствование человека всегда было центром творческого интереса философов, социологов и других специалистов. Этот «невидимый» процесс притягивал движением постоянно меняющихся принципов, ценностей, знаний индивида. Несмотря на долгую историю исследования проблемы, сохраняются и вновь возникают вопросы, содержащие в себе «таинственность», неизвестность, ассоциируемые с динамикой социального времени, мощными сдвигами, вероятностным характером их последствий. Приоритет отдан цивилизационному измерению материальных и духовных трансформаций. Именно в них просматривается всё богатство человеческой жизнедеятельности, её направленность и качество.

В современном мире возросло беспокойство по вопросу духовно-нравственного воспитания молодёжи, стремящейся реализовать себя, приобретая в большей степени материальные, чем духовные ценности и предпочтения. Исследования образа жизни, системы отношений, деятельности индивидов — злободневная тема многих публикаций. К ней обращались известные философы прошлого: Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк, П. Флоренский, а также современные авторы: П. Гуревич, Г. Померанц, В. Сагатовский, И. Кальной и др. Внимание исследователей приковано к развитию духовного мира человека, противоречиям этого явления.

На самом деле, духовный мир человека представляет собой многоплановое явление, его истоки коренятся в различных формах деятельности, в социальных отношениях, во влиянии СМИ. Большое значение имеют также творческие способности личности, ее умение на основе настоящего угадывать предпосылки будущего.

Современный глобализирущийся мир содействует кристаллизации интеллектуально-ценностных начал сознания индивидов. Во многих странах мира, пусть медленно, продолжают утверждаться демократические формы правления, повышается качество образования, отступает бедность. Позитивность этих и других процессов неоспорима. Каждый народ всегда отличался особыми социально-нравственными признаками, которые позволяют объяснять стиль его мышления, разнообразие практической деятельности, транслируемых культурой. Здесь не следует исключать наличие и динамику особой духовности, одной из важных форм бытия человека [1].

Понятие духовности выражает совокупность идей о наиболее значимых процессах и явлениях, воздействующих на бытие. Это сложившееся представление об идеалах человека, месте его в обществе, ближайших и более отдалённых целях. Духовность содержит ценности мировоззренческого характера, приоритеты. Она характеризуется всесторонним пониманием человеком собственной индивидуальности, непохожестью и единством с окружающими, оптимальной адаптацией к социальной среде, группам, находящимися в ней, усваивая их стандарты поведения и отношений. Духовность — это перманентное формирование смыслов, касающихся не повседневной ситуации, релятивных, коротких по времени коммуникаций с другими, это картины мира, опосредующие связи человека с природными и социальными явлениями. Смыслы включают знания, символы, опыт деятельности в решении жизненно-важных проблем.

Духовность личности — это неудовлетворённость настоящим, а нередко и протест против безнравственных действий власти, распространяющей через СМИ ложь, зло, насилие над людьми. Как считает Налимов В. В. «в существующей культуре заложена ложь и борьба с ней делает человека «разрушителем, устремлённым в неведомое будущее» [2]. Духовно незрелая личность бунтует просто из протеста против лжи и фальши — достоинство здесь обретается непричастностью ко лжи. При этом личность, достаточно интеллектуально развитая, бросает вызов существующей культуре, заглядывая в возможное будущее, становится на путь духовного самосовершенствования.

В субъективном плане жизнь и духовность человека — это взаимосвязь телесного и морального. В борьбе этих двух начал бытия развёртывается и усложняется содержание духовности. Этот процесс не затихает всю жизнь. Как считают многие исследователи, важно исключить доминанту «тела», своевременно подчиняя её силе духа. Сильный человек напрягается, мобилизует энергию, опыт, знания ради достижения социально-оправданных целей. «Телесное» уходит на периферию, постепенно становясь обусловленным и подвластным духу. В свою очередь, слабый не сопротивляется искушениям «плоти», впадая в хроническую зависимость от неё.

Связь «тела» и духа осуществляется непосредственно. В зрелом возрасте человек, не отягощённый болезнями, имеет все возможности для профессиональной карьеры, воспитания детей, творческой деятельности, что в итоге вызывает общую удовлетворённость жизнью. У него смягчены внутренние противоречия, повышена стойкость по отношению к вызовам современности.

В связи с этим необходимо сделать особый акцент на природных условиях, в которых живёт человек. Суровый климат, необозримые просторы, большие расстояния, разъединяющие людей, способствуют появлению смысловых структур, идеалов, предпочтений, характеризующих весомость трудовой хозяйственной деятельности, взаимопомощи, раннего привлечения детей к труду и пр. «Ко-эволюция» природного и социального выступает безусловной причиной изменения духовности людей. Эта серьезная проблема требует дальнейших исследований.

Здоровье нации и отдельного индивида в странах развитого мира — острейшая проблема. Дефицит движения, как результат повальной автомобилизации, нервно-психические перегрузки от прямых и опосредованных контактов с огромным количеством людей, экологически опасная городская среда стимулирует и без того быстрый износ организма. Духовное восприятие мира серьёзно деформируется.

Больной воспринимает происходящее с отклонениями от нормы, ощущает постоянный дискомфорт от потери стимула к активным действиям. К примеру, сердечно-сосудистые, онкологические и другие опасные болезни серьёзно ограничивают потенциал человека к физическому и умственному труду. Неизбежна перестройка отношений с близкими людьми, и вообще — с окружением. Будущее сумрачно, тотальная сосредоточенность на настоящем. Часто наступает паралич воли.

Понятно, что, находясь в таких условиях, человек изменяет свой духовный мир. Уходят наиболее значимые идеи, картина действительности резко видоизменяется, повседневные дела и мысли становятся решающими. Так, вопреки субъективным желаниям, личностные потрясения модифицируют духовность, что, пожалуй, самое ценное из предшествующего опыта человека.

Нет сомнения, наиболее значимым условием развития духовности является общество, общественная жизнь. Это закономерно, так как динамика материального бытия, особенно в переходный период, скоротечна, масштабна, фатально предопределяет метаморфозу духовных, смысловых трендов. Не менее глубоко опосредуют перевороты в сознании миллионов граждан формы духовной жизнедеятельности.

Примечания

1.     Бондырева С.К. Матрица духовности / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — С. 9-12.

2.     Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку / В.В. Налимов. — М.: Лабиринт, 1993. — С. 9.

Вісник СевНТУ. Вип. 103: Філософія: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010.

Смотрите также:

www.mirvboge.ru

Духовные ценности человека — семь основных принципов

Духовный рост — это не что иное, как совершенствование личности. Творец заложил стимул развиваться в природу каждого из нас.


Вопрос только в том, какие у нас духовные ценности, в каком направлении мы идем и какую ищем для этого мотивацию.



Святой Василий Великий сказал: «Человек — это животное, призванное стать Богом. Мы идем к этому, когда стараемся сделаться добрее, милосерднее, проявить настоящую любовь Тогда мы становимся похожими на Творца».


Вот несколько простых правил для человека, стремящегося идти по духовному пути.


Эти правила основаны на взглядах различных философов на духовные ценности.



Семь принципов духовного человека


Ежедневно, ежечасно, ежесекундно учись любви — всеобъемлющей, самоотрекающейся, искренней, мудрой.


Учись любить все живое: себя, окружающих людей, природу, свою планету, не требуя ничего взамен.


  • 2. Не делай другим то, чего не пожелаешь себе

Всегда помни, что рядом другие люди и любое твое действие или бездействие затронет их и изменит: как минимум — настроение, как максимум — жизнь.


Никогда не делай другим того, чего не пожелаешь себе, и не используй человека как средство.



  • 3. Ищи радость в самых простых делах

Совершай любое свое действие осознанно.


Ищи радость и смысл даже в простых будничных делах: ходьбе, разговоре, работе. Это подарит тебе ощущение настоящей жизни.


  • 4. Прими ответственность за свою жизнь

Умей принимать на себя ответственность, начиная от последствий мелких поступков и заканчивая своей жизнью.


Судьба человека — во многом следствие его собственных действий.


  • 5. Развивай свой ум, сердце и тело

Изо дня в день трудись, чтобы изменить себя. Стремись стать чище, добрее, милосерднее.


Учись жертвовать своими желаниями и амбициями ради других. Ищи возможности развивать свой ум, сердце и тело.


  • 6. Ищи гармонию во всем

Во всем ищи гармонию. Истина, как правило, находится посередине между крайностями.


  • 7. Помогай людям

Воплощай свои мысли о духовном в поступки: помогай конкретным людям конкретными делами.

zhenschina-na-million.ru

Духовные ценности, их иерархия, мораль и нравы

Духовные ценности, иерархия ценностей — мораль у каждого своя

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Есть ли люди без морали — духовных ценностей?

Вот, мы говорим о морали у человека — о тех или иных духовных ценностях в голове человека, которые определяют его образ жизни, его отношение к людям, миру и прочее.
Или, об отсутствии этих духовных ценностей, а, значит, и морали.

Смею вас заверить, что каждый человек, без всяких если, мораль имеет — духовные ценности у каждого человека наличествуют.

Ибо, если он социализирован — живёт в обществе, где все социальные явления для всех представлены (так сказать, в свободном доступе), и каждый, тем или иным образом, или участвует в них или, как минимум, имеет возможность их наблюдать и знать.

Каждый человек имеет такие духовные ценности: семья, любовь, дети, родители, счастье, честность или более широкое понятие «порядочность», и прочее и прочее.

«На каждый чих» в жизни, создан образ в сознании, как оно должно или не должно быть, то есть, представление об идеальном состоянии этого объекта — идеал, ценность, к которым следует в жизни стремиться и следовать.

Или, как минимум, если не стремиться и не следовать, то ориентироваться — знать, как к этому относиться.

Без этого, без духовных ценностей в голове, человек попросту становится совершенно дезориентирован в социуме, ибо, оказывается в состоянии «поди туда, — не знаю куда, сделай то, — не знаю что».

Тогда, «от чего же, от чего» мы такие разные и так по разному живём — относимся к жизни?

Почему духовные ценности есть у всех, а мораль у каждого своя?

Всё очень просто понять, если только уразуметь, что мораль, как и всё в нашей жизни, находится в системном состоянии — в структуре элементов и связей между ними.

Которая обладает, помимо всего прочего, ИЕРАРХИЕЙ — соподчиненностью и расположением по значимости в этой системе — что главнее, а что не значимое, что приоритет, а что второстепенное.

Духовные ценности. Иерархия и приоритеты ценностей

Иерархия ценностей, результаты: если друзья, компания, родственники и прочее, будут у человека в иерархии ценностей стоять выше семьи или любви, то, сами понимаете, что из этого получается.

Иерархия ценностей, результаты: если работа — это приоритет номер один, то нечего ждать успехов в семейном строительстве.

Иерархия ценностей, результаты: если любовь к себе, единственному и не повторимому, звездит в голове, то ни близким ни далёким людям с этим человеком «нечего ловить» в отношениях.

И так далее и тому подобное.
Дело, как говорится, в расстановке приоритетов.

Ну и, конечно, в содержании самих ценностей.

Поясню на примере: Вот, человек имеет в своей голове приоритетную ценность «любовь» в отношениях мужчины и женщины.
Но, тем не менее, ни в любви, ни в отношениях у него не складывается, как он хочет.

Отчего?
Оттого, что, хотя любовь стоит в иерархии ценностей на высоком месте, но, представления о ней не верны.

Например, он представляет любовь эгоистичной или жертвенной, а любимого принцем или идеальной, «ангельской» девушкой и тому подобное. И, соответственно, исходя из таких качеств содержимого своей ценности «любовь», строит свои отношения.

Резюме:

Духовные ценности, приоритеты и иерархия ценностей — мораль у каждого своя

У всех у нас есть система духовных ценностей, как ориентиры и маяки на дороге жизни.

Но, в результате воспитания, собственных знаний и опыта, духовные ценности, у каждого, мало того, что имеют разное содержание, но ещё и стоят на своём определённом месте в иерархии ценностей, ранжируясь по приоритетности и значимости.

И это, как минимум, надо учитывать в отношениях с людьми.

А, в особенности, естественно, если вы собрались перевести эти отношения в разряд серьёзных для себя.

Смотрите: Серьёзные и несерьёзные отношения. Весы отношений

Мораль и нравственность. В чём отличие?

Следует разъяснить отличие понятий «мораль» и «нравственность»:

Мораль — это духовные ценности, принятые в данном государстве, которые, как правило, активно пропагандируются и, даже, навязываются и обществу и каждому человеку в нём.

Иначе говоря: мораль — официальные духовные ценности данного социума.

Нравственность — это проявление нрава человека на основе ЛИЧНЫХ духовных ценностей, которые ему привиты воспитанием, пропагандой (промыванием мозгов), или выработаны самим человеком, как плоды его жизни и духовных терзаний и опыта, прежде всего.

Понятно, что мораль и нравственность находятся, в подчас, сложном переплетении и в социуме и в сознании людей.

Например: духовные ценности морали и духовные ценности нравственности могут не только не совпадать, но и в ступать в противоречие.
При этом, что в социуме, что в сознании отдельной личности.

Так, вот, дамы и господа, а как вы думаете: духовные ценности есть у каждого?

Ещё статьи по этой тематике:

Мораль и нравственность – должен, обязан, но не буду

Порядочность. Как исчезает порядочность, нравственность, достоинство?

7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих

Порядочный мужчина. Мужское достоинство — это не член

Порядочная девушка, женщина — нравственный и достойный человек

Нравственная жизнь: вопросы и ответы

Заповеди Иисуса Христа – нравственные правила человека

Заповеди Иисуса Христа – свод нравственных правил человека

Нравственный человек в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа

Общечеловеческие ценности и нравственность в Заповедях Иисуса Христа

love-family-life.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о