Трикотажная одежда для дома и отдыха для мужчин и женщин, в интернет магазине Ирис — домашний трикотаж!

Домашний трикотаж от производителя в Иваново, в интернет-магазине «Ирис — домашний трикотаж» Трикотаж дешево, купить ночные сорочки, купить туники, купить трикотаж

Разное

Монодии – Монодия — это… Что такое Монодия?

Содержание

Монодия — это… Что такое Монодия?

Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

Характеристика

В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не подразумевают никакой гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Монодия в музыке барокко

Словом «монодия», по (ложной) аналогии с античной монодией, западные музыковеды (с 1910-х годов?[1]) обобщённо называют сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, песни и т.п. Термин «монодический стиль» (stylus monodicus, вместо распространённого тогда stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[2].

Монодия в филологии и литературоведении

Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[3]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, фактурной системы.

В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.

Примечания

  1. Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // JbP 18 (1911).
  2. Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) dibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
  3. «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).

Литература и ссылки

dic.academic.ru

МОНОДИЯ • Большая российская энциклопедия

МОНО́ДИЯ (греч. μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку), музыкальный склад, глав­ным при­зна­ком ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся одноголосие (пе­ние или ис­пол­не­ние на музыкальном ин­ст­ру­мен­те, воз­мож­но с ок­тав­ным уд­вое­ни­ем). В от­ли­чие от од­но­го­лос­но ис­пол­няе­мых ме­ло­дий, об­ри­со­вы­ваю­щих или под­ра­зу­ме­ваю­щих то­наль­ные функ­ции (см. То­наль­ность), про­из­ве­де­ния мо­но­ди­чес­ко­го скла­да не пред­по­ла­га­ют ни­ка­кой гар­мо­ни­за­ции: за­ко­но­мер­но­сти их зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры современная нау­ка объ­яс­ня­ет как им­ма­нент­ные (как пра­ви­ло, с по­зи­ций мо­даль­но­сти). Мо­но­ди­че­ски­ми по скла­ду бы­ли древнегреческая и древнеримская му­зы­ка, со­чи­не­ния средневековых ме­не­ст­ре­лей (тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров и мин­не­зин­ге­ров), древ­ней­шие бо­го­слу­жеб­ные рас­пе­вы хри­сти­ан­ской Церк­ви (гри­го­ри­ан­ский хо­рал, зна­мен­ный рас­пев), па­ра­ли­тур­гические пес­ни (итальянские лау­ды, испанские кан­ти­ги, французские и английские од­но­го­лос­ные кон­дук­ты, древ­ней­шие английские кэ­рол и др.). Из ны­не су­ще­ст­вую­щих профессиональных не­ев­ро­пей­ских музыкальных тра­ди­ций по­дав­ляю­щая часть – мо­но­ди­че­ские (индийская ра­га, арабский ма­кам и мн. др.). Зна­чительная часть со­хра­нив­ше­го­ся ста­рин­но­го фольк­ло­ра ев­ро­пей­ских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов так­же пред­став­ля­ет со­бой мо­но­ди­чес­кую куль­ту­ру.

Тер­ми­ном «М.» с 1910-х гг. обо­зна­ча­ют так­же со­чи­не­ния для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, соз­дан­ные в конце 16 в. – 1-й половине 17 в. в Ита­лии. Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху термина «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Дж. Каччини, Я. Пери и К. Монтеверди в 1647 предлагал Дж.Б. Дони (во Второй книге трактата «De praestantia musicae veteris»). Сами композиторы 16–17 вв. свои пьесы гомофонно-гармонического склада «монодиями» не называли.

bigenc.ru

Монодия — это… Что такое Монодия?

  • МОНОДИЯ — (гр. monodia, от monos один, и ode пение). Пение для одного голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОДИЯ греч. monodia, от monos, один, и ode, пение. Одноголосное пение, а также рифмованный… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • монодия — одноголосие, пение, песня Словарь русских синонимов. монодия сущ., кол во синонимов: 3 • одноголосие (2) • …   Словарь синонимов

  • монодия — и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального сопровождения. СИС 1954. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МОНОДИЯ — (от моно… и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение.Мольеровского Альцеста или Грибоедовского Чацкого, или Гоголевскогогородничего в Ревизоре ( Чего смеетесь?… над собою смеетесь! ). Вособенности процветает этого рода М. в новейшей парижской… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Монодия — (греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (смотри Гомофония). 3) Одноголосие, не… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Монодия — Не следует путать с монофонией. Монодия (греч. μονῳδία  пение или декламирование в одиночку)  музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной …   Википедия

  • монодия — (от моно… и греч. ōdós  певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония). 3) Одноголосие, не… …   Энциклопедический словарь

  • Монодия — (греч. monōdía песня одного певца, от monos один и ōdós певец)         (муз.), в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в …   Большая советская энциклопедия

  • Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    МОНОДИЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    / Ориг.: μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку

    МОНОДИЯ (греч. μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку) — музыкальный склад, глав­ным фак­тур­ным при­зна­ком ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся од­но­го­ло­сие (пе­ние или ис­пол­не­ние на музыкальном ин­ст­ру­мен­те, воз­мож­но с ок­тав­ным уд­вое­ни­ем).

    В от­ли­чие от од­но­го­лос­но ис­пол­няе­мых ме­ло­дий, об­ри­со­вы­ваю­щих или под­ра­зу­ме­ваю­щих то­наль­ные функ­ции (см. То­наль­ность), про­из­ве­де­ния мо­но­ди­чес­ко­го скла­да не пред­по­ла­га­ют ни­ка­кой гар­мо­ни­за­ции: за­ко­но­мер­но­сти их зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры современная нау­ка объ­яс­ня­ет как им­ма­нент­ные (как пра­ви­ло, с по­зи­ций мо­даль­но­сти).

    Мо­но­ди­че­ски­ми по скла­ду бы­ли древне-греческая и древне-римская му­зы­ка, со­чи­не­ния средне-вековых ме­не­ст­ре­лей (тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров и мин­не­зин­ге­ров), древ­ней­шие бо­го­слу­жеб­ные рас­пе­вы хри­сти­ан­ской Церк­ви (гри­го­ри­ан­ский хо­рал, зна­мен­ный рас­пев), па­ра­ли­тур­гические пес­ни (итальянские лау­ды, испанские кан­ти­ги, французские и английские од­но­го­лос­ные кон­дук­ты, древ­ней­шие английские кэ­рол и другие).

    Из ны­не су­ще­ст­вую­щих профессиональных не­ев­ро­пей­ских музыкальных тра­ди­ций по­дав­ляю­щая часть — мо­но­ди­че­ские (индийская ра­га, арабская ма­кам и многие другие). Зна­чительная часть со­хра­нив­ше­го­ся ста­рин­но­го фольк­ло­ра ев­ро­пей­ских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов так­же пред­став­ля­ет со­бой мо­но­ди­чес­кую куль­ту­ру.

    Тер­ми­ном «Монодия» обо­зна­ча­ют так­же со­чи­не­ния для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, соз­дан­ные в первой половины XVII века в Ита­лии.

    Цен­ное тео­ре­тическое сви­де­тель­ст­во о «мо­но­ди­че­ском сти­ле» («stile monodico») со­дер­жит­ся у италальянского тео­ре­ти­ка му­зы­ки Дж. До­ни (1640 год).

    © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

    w.histrf.ru

    Монодия — Википедия. Что такое Монодия

    Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

    Характеристика

    В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

    Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

    Монодия в музыке раннего барокко

    Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий гомофонный склад, мажорно-минорная тональность, тактовая «акцентная» метрика и т.д.)[2], что и сочинения для одного голоса, «монодиями» не называются.

    Для отличия монодического склада (одноголосия) от раннебарочной монодии (т.е. многоголосной музыки) в современном англоязычном музыкознании рекомендовано использовать разные термины: для артефактов первого типа — англ. monophony, для второго — англ. monody[3]. В русском языке термин «монофония» закрепился в лексиконе звукозаписывающей индустрии и в значении одноголосного склада музыковедами не используется[4].

    Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[5]. Сами композиторы XVI—XVII вв. свои гомофонные пьесы «монодиями» не называли.

    Монодия в филологии и литературоведении

    Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[6]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, технико-композиционной системы.

    В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.

    Примечания

    1. ↑ См.,например: Schenker H. Harmonielehre. Wien, 1906, S. 218; Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jg. 18 (1911).
    2. ↑ Например, мадригал-чакона «Zefiro torna» для двух теноров и b.c. Клаудио Монтеверди.
    3. ↑ Britannica Academic. Retrieved 23 January, 2016, from [1].
    4. ↑ Например, пишут о «монодических распевах» христианской церкви и никогда о «монофонических распевах».
    5. ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) tibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
    6. ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).

    Литература и ссылки

    wiki.sc

    Монодия — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

    Характеристика

    В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

    Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

    Видео по теме

    Монодия в музыке раннего барокко

    Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий гомофонный склад, мажорно-минорная тональность, тактовая «акцентная» метрика и т.д.)[2], что и сочинения для одного голоса, «монодиями» не называются.

    Для отличия монодического склада (одноголосия) от раннебарочной монодии (т.е. многоголосной музыки) в современном англоязычном музыкознании рекомендовано использовать разные термины: для артефактов первого типа — англ. monophony, для второго — англ. monody[3]. В русском языке термин «монофония» закрепился в лексиконе звукозаписывающей индустрии и в значении одноголосного склада музыковедами не используется[4].

    Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[5]. Сами композиторы XVI—XVII вв. свои гомофонные пьесы «монодиями» не называли.

    Монодия в филологии и литературоведении

    Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[6]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, технико-композиционной системы.

    В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.

    Примечания

    1. ↑ См.,например: Schenker H. Harmonielehre. Wien, 1906, S. 218; Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jg. 18 (1911).
    2. ↑ Например, мадригал-чакона «Zefiro torna» для двух теноров и b.c. Клаудио Монтеверди.
    3. ↑ Britannica Academic. Retrieved 23 January, 2016, from [1].
    4. ↑ Например, пишут о «монодических распевах» христианской церкви и никогда о «монофонических распевах».
    5. ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) tibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
    6. ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).

    Литература и ссылки

    wiki2.red

    Монодия Википедия

    Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

    Характеристика[ | ]

    В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

    Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

    Монодия в музыке раннего барокко[ | ]

    Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий

    ru-wiki.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о