Трикотажная одежда для дома и отдыха для мужчин и женщин, в интернет магазине Ирис — домашний трикотаж!

Домашний трикотаж от производителя в Иваново, в интернет-магазине «Ирис — домашний трикотаж» Трикотаж дешево, купить ночные сорочки, купить туники, купить трикотаж

Разное

Монодии – Монодия — это… Что такое Монодия?

Содержание

Монодия — это… Что такое Монодия?

Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

Характеристика

В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не подразумевают никакой гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Монодия в музыке барокко

Словом «монодия», по (ложной) аналогии с античной монодией, западные музыковеды (с 1910-х годов?[1]) обобщённо называют сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, песни и т.п. Термин «монодический стиль» (stylus monodicus, вместо распространённого тогда stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[2].

Монодия в филологии и литературоведении

Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)

[3]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, фактурной системы.

В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.

Примечания

  1. Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // JbP 18 (1911).
  2. Quod si stylum quem vocant
    recitativum
    , ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) dibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
  3. «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).

Литература и ссылки

dic.academic.ru

МОНОДИЯ • Большая российская энциклопедия

МОНО́ДИЯ (греч. μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку), музыкальный склад, глав­ным при­зна­ком ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся одноголосие (пе­ние или ис­пол­не­ние на музыкальном ин­ст­ру­мен­те, воз­мож­но с ок­тав­ным уд­вое­ни­ем). В от­ли­чие от од­но­го­лос­но ис­пол­няе­мых ме­ло­дий, об­ри­со­вы­ваю­щих или под­ра­зу­ме­ваю­щих то­наль­ные функ­ции (см. То­наль­ность), про­из­ве­де­ния мо­но­ди­чес­ко­го скла­да не пред­по­ла­га­ют ни­ка­кой гар­мо­ни­за­ции: за­ко­но­мер­но­сти их зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры современная нау­ка объ­яс­ня­ет как им­ма­нент­ные (как пра­ви­ло, с по­зи­ций мо­даль­но­сти). Мо­но­ди­че­ски­ми по скла­ду бы­ли древнегреческая и древнеримская му­зы­ка, со­чи­не­ния средневековых ме­не­ст­ре­лей (тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров и мин­не­зин­ге­ров), древ­ней­шие бо­го­слу­жеб­ные рас­пе­вы хри­сти­ан­ской Церк­ви (гри­го­ри­ан­ский хо­рал, зна­мен­ный рас­пев), па­ра­ли­тур­гические пес­ни (итальянские лау­ды, испанские кан­ти­ги, французские и английские од­но­го­лос­ные кон­дук­ты, древ­ней­шие английские кэ­рол и др.). Из ны­не су­ще­ст­вую­щих профессиональных не­ев­ро­пей­ских музыкальных тра­ди­ций по­дав­ляю­щая часть – мо­но­ди­че­ские (индийская

ра­га, арабский ма­кам и мн. др.). Зна­чительная часть со­хра­нив­ше­го­ся ста­рин­но­го фольк­ло­ра ев­ро­пей­ских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов так­же пред­став­ля­ет со­бой мо­но­ди­чес­кую куль­ту­ру.

Тер­ми­ном «М.» с 1910-х гг. обо­зна­ча­ют так­же со­чи­не­ния для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, соз­дан­ные в конце 16 в. – 1-й половине 17 в. в Ита­лии. Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху термина «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Дж. Каччини, Я. Пери и К. Монтеверди в 1647 предлагал Дж.Б. Дони (во Второй книге трактата «De praestantia musicae veteris»). Сами композиторы 16–17 вв. свои пьесы 

гомофонно-гармонического склада «монодиями» не называли.

bigenc.ru

Монодия — это… Что такое Монодия?

  • МОНОДИЯ — (гр. monodia, от monos один, и ode пение). Пение для одного голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОДИЯ греч. monodia, от monos, один, и ode, пение. Одноголосное пение, а также рифмованный… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • монодия — одноголосие, пение, песня Словарь русских синонимов. монодия сущ., кол во синонимов: 3 • одноголосие (2) • …   Словарь синонимов

  • монодия — и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального сопровождения. СИС 1954. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МОНОДИЯ — (от моно… и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение.Мольеровского Альцеста или Грибоедовского Чацкого, или Гоголевскогогородничего в Ревизоре ( Чего смеетесь?… над собою смеетесь! ). Вособенности процветает этого рода М. в новейшей парижской… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Монодия — (греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (смотри Гомофония). 3) Одноголосие, не… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Монодия — Не следует путать с монофонией. Монодия (греч. μονῳδία  пение или декламирование в одиночку)  музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной …   Википедия

  • монодия — (от моно… и греч. ōdós  певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония). 3) Одноголосие, не… …   Энциклопедический словарь

  • Монодия — (греч. monōdía песня одного певца, от monos один и ōdós певец)         (муз.), в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в …   Большая советская энциклопедия

  • Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    МОНОДИЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    / Ориг.: μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку

    МОНОДИЯ (греч. μονῳδία – пе­ние или дек­ла­ми­ро­ва­ние в оди­ноч­ку) — музыкальный склад, глав­ным фак­тур­ным при­зна­ком ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся од­но­го­ло­сие (пе­ние или ис­пол­не­ние на музыкальном ин­ст­ру­мен­те, воз­мож­но с ок­тав­ным уд­вое­ни­ем).

    В от­ли­чие от од­но­го­лос­но ис­пол­няе­мых ме­ло­дий, об­ри­со­вы­ваю­щих или под­ра­зу­ме­ваю­щих то­наль­ные функ­ции (см. То­наль­ность), про­из­ве­де­ния мо­но­ди­чес­ко­го скла­да не пред­по­ла­га­ют ни­ка­кой гар­мо­ни­за­ции: за­ко­но­мер­но­сти их зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры современная нау­ка объ­яс­ня­ет как им­ма­нент­ные (как пра­ви­ло, с по­зи­ций мо­даль­но­сти).

    Мо­но­ди­че­ски­ми по скла­ду бы­ли древне-греческая и древне-римская му­зы­ка, со­чи­не­ния средне-вековых ме­не­ст­ре­лей (тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров и мин­не­зин­ге­ров), древ­ней­шие бо­го­слу­жеб­ные рас­пе­вы хри­сти­ан­ской Церк­ви (гри­го­ри­ан­ский хо­рал, зна­мен­ный рас­пев), па­ра­ли­тур­гические пес­ни (итальянские лау­ды, испанские кан­ти­ги, французские и английские од­но­го­лос­ные кон­дук­ты, древ­ней­шие английские кэ­рол и другие).

    Из ны­не су­ще­ст­вую­щих профессиональных не­ев­ро­пей­ских музыкальных тра­ди­ций по­дав­ляю­щая часть — мо­но­ди­че­ские (индийская ра­га, арабская ма­кам и многие другие). Зна­чительная часть со­хра­нив­ше­го­ся ста­рин­но­го фольк­ло­ра ев­ро­пей­ских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов так­же пред­став­ля­ет со­бой мо­но­ди­чес­кую куль­ту­ру.

    Тер­ми­ном «Монодия» обо­зна­ча­ют так­же со­чи­не­ния для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, соз­дан­ные в первой половины XVII века в Ита­лии.

    Цен­ное тео­ре­тическое сви­де­тель­ст­во о «мо­но­ди­че­ском сти­ле» («stile monodico») со­дер­жит­ся у италальянского тео­ре­ти­ка му­зы­ки Дж. До­ни (1640 год).

    © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

    w.histrf.ru

    Монодия — Википедия. Что такое Монодия

    Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

    Характеристика

    В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

    Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

    Монодия в музыке раннего барокко

    Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий гомофонный склад, мажорно-минорная тональность, тактовая «акцентная» метрика и т.д.)[2], что и сочинения для одного голоса, «монодиями» не называются.

    Для отличия монодического склада (одноголосия) от раннебарочной монодии (т.е. многоголосной музыки) в современном англоязычном музыкознании рекомендовано использовать разные термины: для артефактов первого типа — англ. monophony, для второго — англ. monody[3]. В русском языке термин «монофония» закрепился в лексиконе звукозаписывающей индустрии и в значении одноголосного склада музыковедами не используется[4].

    Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[5]. Сами композиторы XVI—XVII вв. свои гомофонные пьесы «монодиями» не называли.

    Монодия в филологии и литературоведении

    Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[6]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, технико-композиционной системы.

    В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.

    Примечания

    1. ↑ См.,например: Schenker H. Harmonielehre. Wien, 1906, S. 218; Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jg. 18 (1911).
    2. ↑ Например, мадригал-чакона «Zefiro torna» для двух теноров и b.c. Клаудио Монтеверди.
    3. ↑ Britannica Academic. Retrieved 23 January, 2016, from [1].
    4. ↑ Например, пишут о «монодических распевах» христианской церкви и никогда о «монофонических распевах».
    5. ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) tibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
    6. ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).

    Литература и ссылки

    wiki.sc

    Монодия — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

    Характеристика

    В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

    Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

    Видео по теме

    Монодия в музыке раннего барокко

    Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий гомофонный склад, мажорно-минорная тональность, тактовая «акцентная» метрика и т.д.)[2], что и сочинения для одного голоса, «монодиями» не называются.

    Для отличия монодического склада (одноголосия) от раннебарочной монодии (т.е. многоголосной музыки) в современном англоязычном музыкознании рекомендовано использовать разные термины: для артефактов первого типа — англ. monophony, для второго — англ. monody[3]. В русском языке термин «монофония» закрепился в лексиконе звукозаписывающей индустрии и в значении одноголосного склада музыковедами не используется[4].

    Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[5]. Сами композиторы XVI—XVII вв. свои гомофонные пьесы «монодиями» не называли.

    Монодия в филологии и литературоведении

    Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[6]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, технико-композиционной системы.

    В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.

    Примечания

    1. ↑ См.,например: Schenker H. Harmonielehre. Wien, 1906, S. 218; Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jg. 18 (1911).
    2. ↑ Например, мадригал-чакона «Zefiro torna» для двух теноров и b.c. Клаудио Монтеверди.
    3. ↑ Britannica Academic. Retrieved 23 January, 2016, from [1].
    4. ↑ Например, пишут о «монодических распевах» христианской церкви и никогда о «монофонических распевах».
    5. ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) tibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
    6. ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).

    Литература и ссылки

    wiki2.red

    Монодия Википедия

    Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

    Характеристика[ | ]

    В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

    Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

    Монодия в музыке раннего барокко[ | ]

    Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий

    ru-wiki.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о