Монодии – Монодия — это… Что такое Монодия?
Монодия — это… Что такое Монодия?
Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).
Характеристика
В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не подразумевают никакой гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.
Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Монодия в музыке барокко
Словом «монодия», по (ложной) аналогии с античной монодией, западные музыковеды (с 1910-х годов?[1]) обобщённо называют сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, песни и т.п. Термин «монодический стиль» (
Монодия в филологии и литературоведении
Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[3]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, фактурной системы.
В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.
Примечания
- ↑ Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // JbP 18 (1911).
- ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) dibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
- ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).
Литература и ссылки
dic.academic.ru
МОНОДИЯ • Большая российская энциклопедия
МОНО́ДИЯ (греч. μονῳδία – пение или декламирование в одиночку), музыкальный склад, главным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, возможно с октавным удвоением). В отличие от одноголосно исполняемых мелодий, обрисовывающих или подразумевающих тональные функции (см. Тональность), произведения монодического склада не предполагают никакой гармонизации: закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет как имманентные (как правило, с позиций модальности). Монодическими по складу были древнегреческая и древнеримская музыка, сочинения средневековых менестрелей (трубадуров, труверов и миннезингеров), древнейшие богослужебные распевы христианской Церкви (григорианский хорал, знаменный распев), паралитургические песни (итальянские лауды, испанские кантиги, французские и английские одноголосные кондукты, древнейшие английские кэрол и др.). Из ныне существующих профессиональных неевропейских музыкальных традиций подавляющая часть – монодические (индийская
Термином «М.» с 1910-х гг. обозначают также сочинения для голоса в сопровождении бассо континуо, созданные в конце 16 в. – 1-й половине 17 в. в Италии. Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху термина «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Дж. Каччини, Я. Пери и К. Монтеверди в 1647 предлагал Дж.Б. Дони (во Второй книге трактата «De praestantia musicae veteris»). Сами композиторы 16–17 вв. свои пьесы
bigenc.ru
Монодия — это… Что такое Монодия?
МОНОДИЯ — (гр. monodia, от monos один, и ode пение). Пение для одного голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОДИЯ греч. monodia, от monos, один, и ode, пение. Одноголосное пение, а также рифмованный… … Словарь иностранных слов русского языка
монодия — одноголосие, пение, песня Словарь русских синонимов. монодия сущ., кол во синонимов: 3 • одноголосие (2) • … Словарь синонимов
монодия — и, ж. monodie f., <, гр. monodia. Одноголосое пение без сопровождения хора или инструмента; хоровое пение в унисон без инструментального сопровождения. СИС 1954. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОНОДИЯ — (от моно… и греч. odos певец; monodia) 1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы … Большой Энциклопедический словарь
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение.Мольеровского Альцеста или Грибоедовского Чацкого, или Гоголевскогогородничего в Ревизоре ( Чего смеетесь?… над собою смеетесь! ). Вособенности процветает этого рода М. в новейшей парижской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монодия — (греческое monodia), 1) в древнегреческой музыке сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в 17 в. в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (смотри Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монодия — Не следует путать с монофонией. Монодия (греч. μονῳδία пение или декламирование в одиночку) музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной … Википедия
монодия — (от моно… и греч. ōdós певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение. 2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония). 3) Одноголосие, не… … Энциклопедический словарь
Монодия — (греч. monōdía песня одного певца, от monos один и ōdós певец) (муз.), в Древней Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в … Большая советская энциклопедия
Монодия — (от греч. monos один, ode пение) одноголосное пение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
dic.academic.ru
МОНОДИЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
/ Ориг.: μονῳδία – пение или декламирование в одиночку
МОНОДИЯ (греч. μονῳδία – пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, возможно с октавным удвоением).
В отличие от одноголосно исполняемых мелодий, обрисовывающих или подразумевающих тональные функции (см. Тональность), произведения монодического склада не предполагают никакой гармонизации: закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет как имманентные (как правило, с позиций модальности).
Монодическими по складу были древне-греческая и древне-римская музыка, сочинения средне-вековых менестрелей (трубадуров, труверов и миннезингеров), древнейшие богослужебные распевы христианской Церкви (григорианский хорал, знаменный распев), паралитургические песни (итальянские лауды, испанские кантиги, французские и английские одноголосные кондукты, древнейшие английские кэрол и другие).
Из ныне существующих профессиональных неевропейских музыкальных традиций подавляющая часть — монодические (индийская рага, арабская макам и многие другие). Значительная часть сохранившегося старинного фольклора европейских и неевропейских народов также представляет собой монодическую культуру.
Термином «Монодия» обозначают также сочинения для голоса в сопровождении бассо континуо, созданные в первой половины XVII века в Италии.
Ценное теоретическое свидетельство о «монодическом стиле» («stile monodico») содержится у италальянского теоретика музыки Дж. Дони (1640 год).
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
Монодия — Википедия. Что такое Монодия
Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).
Характеристика
В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.
Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Монодия в музыке раннего барокко
Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий гомофонный склад, мажорно-минорная тональность, тактовая «акцентная» метрика и т.д.)[2], что и сочинения для одного голоса, «монодиями» не называются.
Для отличия монодического склада (одноголосия) от раннебарочной монодии (т.е. многоголосной музыки) в современном англоязычном музыкознании рекомендовано использовать разные термины: для артефактов первого типа — англ. monophony, для второго — англ. monody[3]. В русском языке термин «монофония» закрепился в лексиконе звукозаписывающей индустрии и в значении одноголосного склада музыковедами не используется[4].
Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[5]. Сами композиторы XVI—XVII вв. свои гомофонные пьесы «монодиями» не называли.
Монодия в филологии и литературоведении
Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[6]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, технико-композиционной системы.
В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.
Примечания
- ↑ См.,например: Schenker H. Harmonielehre. Wien, 1906, S. 218; Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jg. 18 (1911).
- ↑ Например, мадригал-чакона «Zefiro torna» для двух теноров и b.c. Клаудио Монтеверди.
- ↑ Britannica Academic. Retrieved 23 January, 2016, from [1].
- ↑ Например, пишут о «монодических распевах» христианской церкви и никогда о «монофонических распевах».
- ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) tibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
- ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).
Литература и ссылки
wiki.sc
Монодия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).
Характеристика
В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.
Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Видео по теме
Монодия в музыке раннего барокко
Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий гомофонный склад, мажорно-минорная тональность, тактовая «акцентная» метрика и т.д.)[2], что и сочинения для одного голоса, «монодиями» не называются.
Для отличия монодического склада (одноголосия) от раннебарочной монодии (т.е. многоголосной музыки) в современном англоязычном музыкознании рекомендовано использовать разные термины: для артефактов первого типа — англ. monophony, для второго — англ. monody[3]. В русском языке термин «монофония» закрепился в лексиконе звукозаписывающей индустрии и в значении одноголосного склада музыковедами не используется[4].
Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[5]. Сами композиторы XVI—XVII вв. свои гомофонные пьесы «монодиями» не называли.
Монодия в филологии и литературоведении
Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[6]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, технико-композиционной системы.
В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.
Примечания
- ↑ См.,например: Schenker H. Harmonielehre. Wien, 1906, S. 218; Einstein A. Ein unbekannter Druck aus der Frühzeit der deutschen Monodie // SIMG 13 (1911–12), SS.286–96; Schmitz E. Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jg. 18 (1911).
- ↑ Например, мадригал-чакона «Zefiro torna» для двух теноров и b.c. Клаудио Монтеверди.
- ↑ Britannica Academic. Retrieved 23 January, 2016, from [1].
- ↑ Например, пишут о «монодических распевах» христианской церкви и никогда о «монофонических распевах».
- ↑ Quod si stylum quem vocant recitativum, ac monodicum potius vocandum censes, ad examen revocemus, quid quaeso in Iulio Caccinio, in Iacobo Perio, in Claudio de Monteviridi (quos a politissima illa Florentiae schola prodiisse constat) tibi displicet? (De praestantia musicae veteris. Lib.2, 1647, p.57).
- ↑ «Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую лирику и хоровую лирику. Монодическую олицетворял Анакреонт, хоровую — Пиндар». (Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Сб. статей. СПб.: Азбука, 2000, с.9.).
Литература и ссылки
wiki2.red
Монодия Википедия
Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).
Характеристика[ | ]
В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, аутентичные произведения монодического склада не подразумевают гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.
Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты и лэ, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Монодия в музыке раннего барокко[ | ]
Словом «монодия», по аналогии с античной монодией, западные музыковеды начиная с первых десятилетий XX века называют[1] сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть пьесы преимущественно гомофонного склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, канцонетты и др. При этом сочинения указанных жанров для двух и трёх голосов, написанные в той же стилистике и в той же композиционной технике (использование basso continuo, преобладающий
ru-wiki.ru