Трикотажная одежда для дома и отдыха для мужчин и женщин, в интернет магазине Ирис — домашний трикотаж!

Домашний трикотаж от производителя в Иваново, в интернет-магазине «Ирис — домашний трикотаж» Трикотаж дешево, купить ночные сорочки, купить туники, купить трикотаж

Разное

Что такое смысл жизни: Sorry, this page can’t be found.

Содержание

Четыре способа собрать свой ответ на вопрос о смысле жизни — Нож

За всю историю своего существования человечество изобрело тысячи вариантов ответов на вопрос, в чем же смысл жизни, но по-прежнему продолжает его поиски.

Чуть больше пятидесяти лет назад появилась современная философия смысла в жизни, которая больше не дает готовых рецептов, о которых мы писали в прошлой статье «Удовольствия, познание или долг: в чем философия предлагает поискать смысл жизни», а вместо этого спрашивает, как вообще мы можем размышлять о смысле жизни? на чем основаны наши суждения? что может служить источником смысла? Таким образом, философы учат, как можно самому сконструировать свой смысл жизни, а заодно и проверить, является ли он универсальным, берет ли начало от Бога, или же, наоборот, у каждого свой.

Современные исследователи проанализировали все возможные варианты ответов на вопрос о смысле жизни, чтобы найти в них закономерности. Они обнаружили, четыре общие схемы, куда вписывается любой ответ на «вечный вопрос».

О чем помнить, прежде чем размышлять о смысле жизни?

Во-первых, не забывайте о лингвистической путанице. Мы часто употребляем слово «смысл» (meaning), когда пытаемся узнать определение слова. Например, смысл (или, как сказали бы лингвисты, значение) слова «стол» в том, что это «предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок, укрепленных на одной или нескольких ножках и служащий для того, чтобы ставить или класть что-нибудь на него» (Толковый словарь Ожегова). Но мы явно интересуемся не определением слова «жизнь» по словарю, задавая этот вопрос. А чем же тогда?

Современный американский философ Роберт Нозик насчитал восемь других, нелингвистических контекстов в английском языке, когда мы задаем вопрос «В чем смысл Х?». К сожалению, не все их можно удачно перевести на русский язык, а потому перескажем лишь несколько. Например, задавая вопрос про смысл, мы на самом деле можем интересоваться:

  • причинно-следственными связями: «какой смысл был у этой войны?», то есть «что она за собой повлекла? какие были последствия войны?».
  • намерениями другого: «в чем смысл твоей обиды?», то есть «почему ты обиделся, что ты хотел этим показать?».
  • как события вписываются в более широкий контекст: «в чем смысл этой революции?», то есть «почему она возникла именно тогда? как изменила страну и какое влияние оказала на будущую политику?».

Скорее всего, задавая вопрос о смысле жизни, мы интересуемся совокупностью этих контекстов: нам интересны и цель нашей жизни, и то, какое влияние она окажет на будущие поколения. Впрочем, однозначного ответа Нозик так и не дает, заставляя читателя самого выбирать, что же он имеет в виду, когда спрашивает о смысле жизни.

Во-вторых, попробуйте уточнить свой вопрос. Английский философ Рональд Хепборн и его коллеги продолжают мысли Нозика и считают, что вопрос о смысле жизни сам по себе непонятен и на самом деле под ним скрывается множество других вопросов вроде «в чем цель жизни?», «как достичь счастья?», «что я хочу изменить в мире?» и т.

д. А потому он советует сразу уточнить, что же вы хотите узнать, как только задумались о смысле жизни:

  • понять свое предназначение?
  • найти способ, как получать удовольствие от жизни?
  • узнать, как сделать так, чтобы вас запомнили потомки?

Ответы на все эти вопросы бывают разными и иногда даже могут противоречить друг другу. Например, мое предназначение может заключаться в том, чтобы стать великим художником, но это не сделает меня счастливой, потому что всю жизнь я проведу в нищете, не получу признания и умру нищим пьяницей. С другой стороны, если я спрошу, что же сделает меня счастливой, то ответ может быть совсем другим: устроиться на хорошо оплачиваемую работу, родить детей, путешествовать, но никогда не писать картины, а значит — и не исполнить свое предназначение.

В общем, помните: правильно поставить вопрос о смысле жизни — это уже 50 % успеха в поиске нужного ответа.

Окей, как найти свой собственный смысл жизни?

Итак, вопрос уточнили, но что делать дальше? Попробуйте проверить, в чем источник вашего смысла жизни: он дан нам от Бога? Или же смысл жизни определяют сами люди и он универсален для всех? А может, смысл жизни, наоборот, настолько индивидуален, что лучше каждого оставить в покое и позволить ему самому решить, в чем он находит мотивацию жить, даже если это просмотр сериалов и поедание пиццы? Или же смысла жизни просто нет?

Современные исследователи поделили все возможные варианты ответа на вопрос о смысле жизни на четыре больших категории в зависимости от того, как люди объясняют источник своего смысла жизни. Такой подход помогает увидеть плюсы и минусы своего взгляда, не критикуя само содержание ответа, а также разобраться, какие могут возникнуть проблемы.

Смысл жизни в том, чтобы прийти к Богу

Все взгляды, согласно которым жизнь становится осмысленной тогда, когда мы наладили отношения с кем-то или чем-то, существующим вне этого мира, называют

сверхнатурализмом (supernaturalism). Грубо говоря, осмысленная жизнь — та, в которой мы верим в Бога (или богов) и ведем жизнь, угодную Ему (им).

Нетрудно догадаться, что так смысл жизни определяют большинство религий, некоторые религиозные философы, а также все те, кто верит не только в Бога, но и в судьбу, сверхразум или нечто другое, что существует вне нашего мира, но упорядочивает его.

Как жить? Если ваш смысл жизни в Боге или в том, чтобы следовать какому-либо космическому порядку и провидению, то вам нужно делать всего две вещи:

  1. верить в то, что это существует,
  2. жить так, как ваш Бог или судьба вам указывают.

Например, исполнять христианские заповеди, пять раз в день молиться или становиться художником, потому что судьба у вас такая.

Что может пойти не так? Не все люди верят, что существует нечто за пределами этого мира. А потому не все готовы поверить, что смысл жизни нам указывает кто-то сверху. Ведь если вдруг окажется, что ни Бога, ни провидения нет, то и жизнь тогда сразу лишается смысла.

Кроме того, божество или судьба могут оказаться злыми: например, потребовать от нас жить так, как нам совсем не нравится, или даже так, что мы точно будем несчастны. Например, быть художником, жить в нищете и умереть, так и не узнав о своем вкладе в мировую историю. Французский философ XVII столетия Рене Декарт похоже описывал проблему Злого демона: мы не можем быть на 100 % уверены, что божество (если оно существует) обязательно будет к нам добрым. Оно может оказаться и злым демоном, который специально дурачит нас, насмехается и раздает фальшивые смыслы жизни, заставляя тем самым страдать.

Впрочем, у защитников сверхнатурализма и большинства верующих есть на это отличный ответ: смириться, что бы ни происходило, и не быть настолько самонадеянными, чтобы считать, что нам дано познать всё.

К вере можно подойти и чисто прагматически: как доказал французский философ Блез Паскаль, нам выгоднее верить в Бога и следовать его заповедям, чем в него не верить. Ведь в случае, если Бога нет, мы не много теряем: всего лишь не испробуем часть жизненных удовольствий (и то порой сомнительных). А вот если Бог есть, а мы в него не верим, нас ждет вечное проклятие ада, а не благая жизнь на небесах!

Кого читать, если хочешь обрести смысл жизни в Боге:

Смысл жизни в том, чтобы жить морально

Всех те, кто не хочет надеяться на Бога, но всё-таки верит, что смысл жизни — это нечто заданное нам всем и объективное, но существующее в этом, а не в потустороннем мире, называют объективными натуралистами (objective naturalism).

Чаще всего они считают источником смысла мораль и спорят, какая же именно этическая теория самая правильная. Еще один вариант, который не так популярен, — творчество. Оно, так же как и мораль, наполняет наши действия смыслом независимо от того, что думают другие. Творчество ценно для всех культур, а значит, может служить универсальным смыслом жизни для всего человечества.

Как жить? Если вам тоже кажется, что смысл жизни объективен и одинаков для всех, а также состоит в том, чтобы вести нравственную и/или творческую жизнь, то для начала определитесь с теорией, которой будете следовать. Вариантов множество: можно жить как утилитарист и считать, что жизнь наполнена смыслом, когда она делает как можно больше людей счастливыми. А можно следовать Канту и его деонтологической этике, согласно которой смысл жизни в том, чтобы исполнять моральный долг и ценить каждого отдельного человека: видеть в нем цель, а не средство для достижения собственных целей.

В любом случае, какую бы теорию вы ни выбрали, важно помнить, что:

  1. она объективна;
  2. одинакова для всех людей;
  3. ее источник — не что-то за пределами нашего мира, а человеческий разум.

Что может пойти не так? Не всем нравится мысль, что смысл жизни одинаков для всех. Хочется сразу возмутиться: а как же индивидуальность? А как же учитывание личных интересов?

С объективным натурализмом стоит быть поосторожнее: он легко может превратиться в тоталитаризм, при котором всем навязывают одинаковый смысл жизни и от всех требуют одного и того же.

Также непонятно, какую из теорий предпочесть: существует множество вариантов, и все они придуманы людьми — а значит, могут содержать ошибки. Согласно объективному натурализму, смысл жизни может быть только один, а потому пока существует множество разных теорий: слишком велик шанс ошибиться и посвятить свою жизнь чему-то не тому.

Впрочем, некоторые объективисты допускают, что смыслом жизни может быть не только следование правилам одной-единственной морали. Помимо нравственности, смыслом жизни может быть упомянутое выше творчество, познание, любовь и дружба, помощь другим людям, саморазвитие и т.  д. Проще говоря, они включают в этот список все те ценности, что были важны для людей во все времена, а потому универсальны.

Однако и тут возникают проблемы: нужно ли исполнять все пункты из этого списка, чтобы достичь осмысленной жизни, или достаточно одного? Может ли этот список со временем меняться? Кто это решает: всё человечество вместе или отдельные люди, но вдруг они ошибутся? И что делать, когда возникают конфликты, когда ценности одной культуры противоречат другой?

Объективисты верят, что во всех существующих культурах можно выделить универсальное моральное ядро вроде «люби других», «не убивай», «живи праведно» и т. д. Его-то они и хотят сделать тем самым объективным смыслом жизни для всех, не углубляясь в частности.

Тем самым они надеются устранить опасность того, что одна культура, которая экономически и политически сильнее остальных, может навязывать свои индивидуальные ценности. Впрочем, смысл жизни — это всегда вопрос практики, и не все готовы мириться с размытыми и общими формулировками.

Кого читать, если хочешь найти объективный смысл жизни:

Смысл жизни у каждого свой

Если вам всё-таки кажется, что объективного смысла жизни нет и каждый человек находит свой собственный, то добро пожаловать в лагерь субъективных натуралистов (subjective naturalism).

Они верят, что смысл жизни — это то, что важно для каждого отдельного человека. Это может быть что угодно: и самосовершенствование, и просмотр сериалов дни напролет.

Субъективный натурализм стал популярным в ХХ веке под влиянием философии экзистенциализма и прагматизма и не утрачивает своих позиций до сих пор. Ему уделяют много внимания на Западе, где развита психотерапия и особенно экзистенциальная психотерапия, которая помогает самостоятельно мыслящему человеку найти собственный смысл жизни, не навязывая готовых решений.

Как жить? Для начала стоит развивать критическое мышление, чтобы научиться мыслить самостоятельно и принимать ответственность за свои решения. Затем нужно отправиться на поиски своего уникального смысла жизни. Для этого хорошо бы изучать разные теории — и думать-думать-думать. Пробовать и ошибаться, но не сдаваться и в конце концов отыскать то самое, что приносит чувство удовлетворенности и помогает полностью раскрыть свой потенциал.

Впрочем, у каждого свой путь, и дать универсальный рецепт невозможно. Да и к тому же не исключено, что со временем смысл жизни может стать другим.

Мы меняемся, а вместе с нами меняются и наши ценности, а потому важно постоянно рефлексировать и не пугаться нового.

Что может пойти не так? Как теория субъективизм всегда сталкивается с проблемой собственного обоснования: если смысл жизни у всех разный и нет одного-единственного правильного ответа, то почему тогда субъективизм верен? Также не совсем понятно, как смысл жизни искать: если у каждого свой путь, как я пойму, что двигаюсь в правильном направлении? Только лишь по тому, что буду счастлива и раскрою свой потенциал? А если я никогда этого не испытаю? Или наоборот: мне нравится делать несколько дел одновременно и времени не хватает на все сразу, как найти то самое? Субъективизм вызывает много вопросов, когда дело касается практики и не очень-то помогает, слишком пугаясь готовых решений.

Он также неизменно натыкается на парадокс толерантности. Если я решу, что мой смысл жизни в убийстве других людей и развязывании третьей мировой войны (именно от этого я счастлива и чувствую, как раскрывается мой потенциал), стоит ли мне позволить его исполнить?

Ответ «да» приведет к страданиям других, но и отвечать «нет» — значит таки допускать существование хотя бы минимального списка объективных ценностей (например, что мой смысл жизни не должен мешать другим людям и не быть насильственным).

Потому от субъективизма многие философы и отказываются: чтобы разрешить свободу и равные права для всех, нужен какой-то универсальный базис, который эту свободу немного ограничивает с той целью, чтобы она существовала. Например, ты можешь быть свободным, но обязан уважать других, принимать их особенности и т. д.

Именно потому даже в демократическом обществе, где свобода и личная точка зрения ценится превыше всего, признают, что у толерантности есть свои границы: нельзя толерантно относиться к тем, кто относится нетолерантно к тебе.

Но утверждать, что у каждого свой смысл жизни, который не мешает остальным, — это ведь и говорить что-то объективное — это возвращает нас к поискам объективного смысла жизни.

Кого читать, если ищешь собственный смысл жизни:

Смысла жизни нет

Те, кто во всем этом запутался и советует не искать смысла в жизни, потому что его попросту нет, называют антинатуралистами (non-naturalism) или иногда пессимистическими натуралистами (pessimistic naturalism).

Это направление в философии смысла жизни появилось благодаря критике религии и кризису веры. Смерть Бога и отрицание потустороннего мира также отрицали и существование смысла, потому что раньше только Бог мог его обеспечить.

Появившиеся позже другие взгляды на смысл жизни, которые считали его объективным или давали нам свободу самим решать, также были раскритикованы антинатуралистами за запутанность и отсутствие готовых решений.

Смысла нет: ни божественного, ни человеческого, ни объективного, ни субъективного.

Как жить, если смысла нет? Отрицать смысл жизни, но всё равно продолжать жить, советуют антинатуралисты. Зачем? Ну просто потому, что так хочется. Или чтобы наслаждаться всем тем хорошим, что есть. Даже если всё это бессмысленно, это не портит наслаждение от вкусной еды, захватывающих путешествий или новой книги. В конце концов, отрицать смысл — это не значит грустить и опускать руки. Можно просто забить и не париться. Это и советует современный американский философ Томас Нагель.

«Даже если в целом жизнь и лишена смысла, то, возможно, по этому поводу не стоит так уж сокрушаться. Наверное, мы можем признать это обстоятельство и просто жить, как жили. Вся штука в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не терять почвы под ногами, и пусть оправданием жизни будет сама ваша жизнь и жизнь тех, с кем вас связала судьба. Если вы когда-либо спросите себя: „Какой вообще смысл жить?“ — будь вы студентом, барменом или кем бы то ни было, — вы ответите: „Никакого смысла. Если бы меня вообще не было или если бы все на свете мне было безразлично, это не имело бы никакого значения. Но я существую, и кое-что меня волнует. Только и всего. Это все, что можно сказать“».

— Томас Нагель, «Что все это значит? Очень краткое введение в философию»

Что может пойти не так? Не всем по душе идея, что жизнь бессмысленна. Ведь если это так, то какой смысл добиваться чего-то и развиваться? Всё равно всё исчезнет, и даже то хорошее, что есть в жизни и на чем предлагает сосредоточиться Нагель, быстро заканчивается — и на смену ему частенько приходят страдания и скука.

Этот тип натурализма не зря иногда называют пессимистическим, его следует изучать осторожно: слишком велика опасность впасть в депрессию, потерять мотивацию и ничего не делать.

Самые радикальные современные философы, например Дэвид Бенатар, даже утверждает, что все удовольствия жизни не перевешивают всё то плохое, что с нами случается, а потому смысла в жизни нет, и нам лучше было бы не родиться. Впрочем, Дэвид Бенатар — антинаталист, то есть считает, что рождение новых детей неэтично. Своими идеями он скорее отговаривает от размножения, а не призывает к самоубийству.

Антинатурализм также опасен тем, что может привести к мысли о вседозволенности. Раз всё бессмысленно, то можно делать что угодно.

С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет нам жить, так как хочется. Но с другой, это может привести к полной анархии и разрушениям: все плюнут на экологию и будут вести себя аморально. Однако антинатуралисты отрицают такой эффект своих взглядов и напоминают, что все люди разные и необязательно отсутствие смысла должно приводить только к негативным последствиям.

Кого читать, если смысла жизни нет:

Что дальше?

Философия занялась непосредственно смыслом жизни относительно недавно, а потому не стоит воспринимать все эти исследования как устоявшиеся и незыблемые истины. Всё еще может поменяться. Да и вопросы, которыми она обеспокоена, скорее приносят больше пользы теории, чем практике жизни.

Но как нам тогда жить?

Древнегреческий философ Сократ (в пересказе Платона) заметил: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». А потому не так уж и важно, в чем будет источник вашего смысла жизни или его попросту не будет. Главное — интересоваться своей жизнью, спрашивать, сомневаться, разочаровываться и начинать по новой.

Кого еще из философов почитать в поисках смыслах жизни:

ВЦИОМ: большинство россиян видят смысл жизни в семье, детях и чистой совести — Общество

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Более 90% россиян считают главным в жизни создание семьи, воспитание детей и отсутствие сделок с совестью. Об этом свидетельствуют данные опубликованного во вторник опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В любви вообще заключается весь смысл — жизни, бытия. Это и любовь к семье, детям, родине. Это такое многообразное понятие, которое в основе всякого нашего действия находится

Владимир Путин

Социологи сравнили главные жизненные цели, которые ставили перед собой россияне в 1989 году и ставят сейчас. Выяснилось, что, как и 25 лет назад, главным в жизни люди считают семью и воспитание детей. Подавляющее большинство опрошенных называли первостепенными задачами создание хорошей семьи (94%), воспитание детей и обеспечение их будущего (95%).

Особую ценность здоровья сегодня отмечают 95%, тогда как в 1989 году об этом говорили 82% респондентов. «С 75 до 90% увеличилась доля россиян, считающих крайне важным жить в согласии с совестью», — говорится в сообщении. Кроме того, заметно больше стало тех, кто с трудом представляет себе жизнь без хороших друзей (с 74 до 89%).

Работа и «духовное совершенство»

Как отмечают социологи, за четверть века существенно возросла актуальность вопросов, связанных с работой и достатком. Если во времена перестройки о том, что важно иметь интересную работу, говорили 65% респондентов, то в наши дни — уже 85%. Материальное благополучие также стало важнее для людей: число назвавших его как важную цель в жизни возросло с 48 до 85%.

«Отношение к профессиональному и общественному признанию с годами изменилось кардинально: в 1989 году 51% опрошенных воспринимали его скорее как нечто второстепенное, а в 2014 году 79% признали, что в жизни это имеет большое значение», — говорится в материале ВЦИОМа.

Кроме того, вдвое выросло число тех, кто ставит на одно из первых мест «стремление к духовному совершенству» (71% против 34% в 1989 году). Путешествия и новые впечатления также стали куда более актуальны (с 29 до 61%), хотя по-прежнему остаются на последнем месте в списке значимых жизненных целей, установили социологи.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМа проводился 20-21 декабря 2014 года. Было опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

В чем смысл жизни | Статья на православном сайте Правмир

О том, зачем живут и как преодолевают страх смерти верующие и неверующие люди — протопресвитер Александр Шмеман.

О чем бы люди ни спорили — по существу, конечно, серьезно, — они в конце концов ищут ответа на вопрос: в чем смысл жизни, для чего мы живем? Вопрос этот и составляет, в конечном итоге, тему культуры, то есть совокупности исканий, творчества, «рефлексии» человечества на самого себя, в отличие от «обывательской» жизни, состоящей главным образом в поисках своеобразного забвения.

Действительно, хотим ли мы этого или не хотим, центральным фактом человеческого сознания, опыта и подсознания является знание человека о своей смертности. «Я умру» — по существу это единственное безошибочное утверждение, какое я могу произнести. Все остальное, в том числе и то, что произойдет со мною через пять минут, — покрыто мраком неизвестности. Но вот этот основной факт неизбежного конца — ясен и очевиден. Поэтому есть, конечно, доля правды в утверждениях, например, антирелигиозной пропаганды, что религия питается страхом смерти, невыносимостью для человека этого непонятного, но неизбежного конца. Только к этому нужно прибавить, что не одна религия, а в каком-то смысле вся культура, все системы «ценностей» тоже питаются этим же самым сознанием и знанием о смерти.

Можно сказать, что детство человека кончается в тот момент, когда он осознает свою смертность. Ребенок этого не знает и не сознает. И поэтому у него есть возможность полного, беспримесного счастья, счастья, не знающего о своей мимолетности. Взрослый же человек — и это относится ко всем эпохам, ко всем культурам — сознательно или подсознательно определяется сознанием своей смертности. Для него вопрос, что значит эта жизнь, которая кончится, приобретает решающее значение. И на последней глубине все то, что он делает, является попыткой так или иначе преодолеть бессмысленность, ужас, неизбежность этой обреченности.

Пушкин сказал: «Нет, весь я не умру», — и так же, пусть по-другому, хочет сказать каждый человек. И поэтому всякое изучение человека, человеческого общества, человеческой культуры, которое не принимает во внимание этой, можно сказать, трагической глубины, трагического измерения культуры, исканий, творчества, — всякое такое изучение неполно, половинчато и, в конечном счете, ложно.

Ибо, повторяю, совсем не только одна религия говорит о смерти, пытается ее объяснить и с ней примирить человека. То же самое делает, например, и любая так называемая «идеология». Поскольку смысл и назначение идеологии — раскрывать человеку цель его жизни и деятельности, она тоже ищет, прежде всего, того, чтобы человек примирился со своей смертной судьбой и нашел оправдание своего кратковременного существования.

Нам говорят, например, что вред религии в том, что, перенося центр тяжести на иной, загробный мир, она отрывает человека от заботы об этом мире, делает его равнодушным к этой жизни. Но ведь совершенно то же самое можно сказать, например, и о марксистской идеологии, которая цель человеческой жизни полагает в усилиях, направленных на идеальное общество будущего. Ведь это идеальное будущее — тоже своего рода другой и даже «загробный» мир, поскольку те, кто его строит и ради него сейчас умирает, — сами-то его не знают и в нем не участвуют.

Если религия, во имя будущего, призывает отказаться от многого в настоящем, то этого же требует и всякая идеология, направленная на какие-то идеальные ценности в будущем. Французский неверующий писатель Марсель Пруст буквально довел себя до смерти теми нечеловеческими усилиями, которые он делал, чтобы закончить свой знаменитый роман «В поисках утраченного времени». И для него этот роман означал преодоление своей смерти, то есть бессмертие в творчестве. Поэтому спор, вечный спор идет не о загробном мире, не о том, есть ли он или его нет, а о том, в чем человек видит свое последнее назначение и — еще проще — как преодолевает он бессмыслицу смерти.

Спор идет о реальности, о действенности того идеала, которым человек живет и для которого он готов отдать свою жизнь. Ибо то, ради чего человек готов отдать даже жизнь, и есть то, что для него преодолевает бессмыслицу смерти. А это значит, что человек религиозен по существу. И если он отказывается от религии трансцендентного, то есть надмирного, Бога, то он необходимо принимает религию имманентного Бога, имя которому может быть Социализм, История, Культура, все что угодно. И тут, и там мы имеем проекцию человеческой жизни в какой-то идеал, в идеальное будущее, опытом, каждодневностью нам не «данное». И тут, и там, иными словами, мы имеем веру, и только вера, каков бы ни был ее объект, по слову Евангелия, «двигает горами».

Давно пора понять, что материализм, например, — тоже вера, ибо сказать: «Материализм построит идеальное общество» — значит высказать априорное, религиозное суждение. Объекты веры могут быть разными, но вера как движение человеческого сознания — та же самая. Поэтому в мире идет спор не между верой и неверием, а между разными верами. Те же, кто «ни во что не верит», — просто оппортунисты, ловкачи и обыватели, в конечном итоге выпадающие из сферы человеческой нравственности.

Особенность нашей эпохи не в том, что она менее религиозна, чем другие, ибо это неправда, а в том, что она, в отличие от других религиозных эпох, лишена единого объекта веры, единой системы религиозных ценностей, которые были бы безоговорочно приняты всеми. Наша эпоха, как это ни звучит странно, — это эпоха новой религиозной войны, ибо в ней сталкиваются разные религиозные идеалы, разные понимания смысла человеческой жизни. Прежние религиозные войны решались огнем и мечом. И мы знаем, что это решение провалилось. В наше время оно невозможно, ибо если что-нибудь можно считать доказанным, так это как раз полную невозможность истребить или замолчать идеи. Превосходство идеи над силой есть, собственно, потрясающее «открытие» нового времени. Поэтому если сталкиваются на последней глубине разные теории о смысле и цели человеческой жизни, подлинный и свободный спор между ними все равно окажется единственным полем сражения, и победит в этом сражении тот ответ, который сумеет обнять собой всю бесконечную глубину человеческого искания, человеческой жажды. Так именно, по Евангелию: «Ищите, и обрящете… Стучите, и вам отворят…».

Статья опубликована в Вестнике РСХД, № 91–92. Париж, 1969.

(PDF) The meaning of life as an object of philosophical reflection

Lokhov S.A. RUDN Journal of Philosophy, 2017, 21 (2), 260—269

MATERIALS TO LECTURE 265

нужным, полезным людям — это важная часть жизненной программы, без которой

невозможна полнота жизни, удовлетворенность жизнью. Качество жизни во мно-

гом определяется мерой востребованности человека обществом. Переживание сво-

ей жизни как необходимой части целого придает индивидуальному существова-

нию смысл. «Смысл моей жизни и в ней самой, и в том, чем я помогу жизни

других; в том же, что со мной мир не умрет и я тоже могу тому способствовать,

заключено и мое бессмертие» [14. C. 122].

Философская критика неоднократно указывала, что абсолютизация ценности

человека приводит к серьезным трудностям экзистенциального, социального, эко-

логического, юридического характера [6; 13. C. 27—38; 16] Но несмотря на это,

гуманистическая программа жизни остается важным фактором общественного

развития. Начиная с XX в. идеи гуманизма дополняются представлениями о бла-

гоприятной для здоровья и развития человека окружающей среде, получает раз-

витие концепция «планетарного гуманизма» [14. C. 28]. Среда обитания — важный

фактор жизни, и он нуждается в заботе со стороны человека. Более того, в забот-

ливом, бережном отношении нуждается любое проявление жизни. Так возникает

принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера (1875—1965) и прин-

цип рациональной ответственности человека за природу В.И. Вернадского (1863—

1945). Они являются важным дополнением гуманистической программы жизни.

5. ГЕДОНИЗМ И ЭВДЕМОНИЗМ

В концепции гедонизма смысл жизни определяется стремлением достигать

удовольствия и наслаждения. Гедонизм — концепция очень древняя. Еще антич-

ная философская школа киренаиков, основанная Аристипом (435—356 гг. до н.э.),

распространяла учение о том, что высшую ценность имеет не обладание вещами

и благами, но удовольствие от вещей и благ. Удовольствие (наслаждение) момен-

том настоящего — вот главный мотив всех человеческих поступков. Имеет смысл

только то, что доставляет удовольствие. Жизнь без удовольствия не имеет смысла.

Однако киренаики обнаружили и парадоксальность гедонизма. С одной стороны,

опора на удовольствие как высшее благо защищает самобытность и самоценность

личности, с другой стороны, гедонизм становится возможной основой нравствен-

ной распущенности, асоциального поведения, эгоцентризма.

Идея удовольствия как смысла жизни получила развитие в эпикуреизме. Эпи-

кур (341—270 гг. до н.э.) разработал классификацию удовольствий, разделяя их

на несколько групп. Не все виды удовольствия, по Эпикуру, являются истинными,

ведь за большинство из них приходится расплачиваться страданием. Чувственные

или телесные удовольствия приводят к страданиям, равно как и удовольствие

от обладания знаниями и умениями. И только один вид удовольствия Эпикур

называет подлинным. Это удовольствие от общения с друзьями. Бескорыстные

отношения и дружеская беседа, проясняющая абстрактные понятия, доставляет

удовольствие, за которым не следует ни физического, ни душевного страдания.

Атараксия — это возвышенное состояние души, безмятежность, душевный покой.

Достижение атараксии как высшего блага — это смысл жизни. Удовольствие как

Краснодарцы рассказали, в чем смысл жизни

Если вы никогда раньше не задумывались, в чем состоит смысл жизни, то сегодня самое время, ведь именно 20 апреля празднуется День поисков смысла жизни. Из-за бытовых дел и насущных проблем у нас совсем не осталось времени для того, чтобы остановиться и подумать: ради чего все эти стрессы, нервы и старания? Праздник создан как раз для того, чтобы каждый обратил внимание на себя и сам себе ответил на простой вопрос: «А в чем смысл вашей жизни?»

Александр Старостин, завскладом:

– Смысл жизни однозначно в том, чтобы прожить ее счастливо, а вот что  каждый человек вкладывает в это понятие, это уже другой вопрос. Главное, не акцентировать внимание на материальном. Да, вокруг много соблазнов, но через годы это не будет иметь никакого значения. Про себя я еще не знаю, ответ сам должен прийти.  

Дарья Спружевник, помощник директора:

– Для меня смысл жизни в том, чтобы обеспечить себе достойную жизнь и вырастить сына хорошим человеком. Самое трудное – это не отвлекаться сильно на мелкие проблемы, которые порой кажутся концом света. Еще хочется построить хорошую карьеру, чтобы уважали как специалиста, но, думаю, это входит в понятие достойной жизни.      

Мария Кулик, предприниматель:

– Я иногда слушаю своих друзей, их размышления на разные темы, волнующие их, и поражаюсь. Мне кажется, мой смысл жизни –
помогать превращать кислород в углекислый газ. Чем старше становлюсь, тем страшнее, что что-то сделала не так и пошла не в ту сторону. Поэтому для меня смысл жизни – найти себя и болеть за дело, которым увлечена.     

Иванна Иванова, дизайнер:

– По мне, так смысл жизни в том, чтобы прожить ее приятно. Не мучиться на нелюбимой работе или дома от отсутствия реализации. Не страдать в одиночестве или замужем только потому, что в обществе «так принято», и делать все, основываясь на чужом мнении.

Владимир Хоменков, администратор:

– Смотря кто спрашивает. Вообще, смысл жизни любого человека в размножении, в продолжении своего рода. Так изначально задумано. Понятно, что сейчас мы как существа разумные отошли от этой основной цели. Для меня смысл жизни – жить в комфорте и такой же комфорт обеспечить всем своим родным.   

Дина Колодьянова, преподаватель:

– Для меня главное – это давать детям как можно больше. Я всегда работала с детьми и не хочу менять свою специальность. Моя работа – раскрыть ребенка, показать миру его таланты, научить его не бояться сцены и публики. Когда я вижу, как после выступлений счастливы дети и родители, то понимаю, что все делаю правильно. 

Нина Тимофеева, культорганизатор:

– Раньше смысл жизни был в том, чтобы детей на ноги поставить, а теперь они – наша опора и надежда. Пытаемся помогать с внуками, но дети требуют, чтобы занялись собой и отдохнули. Вообще, только на пенсии пришло понимание, что совещания, планы, отчеты – совсем неважно. Главное, чтобы семья была счастлива и окружающие вас люди уважали.

Смысл жизни как онтологическая проблема(Рюмшина Л.И.)

Смыс л жизни — это характеристика и личности, и ее бытия. Это следует из того, что центром и высшим уровнем организации бытия является человек, обладающий сознанием и конкретным ценностно-смысловым отношением к жизни. Но если личностный аспект «смысла жизни» достаточно интенсивно развивается в современной отечественной психологии, то онтологический — не заслужено обойден вниманием ученых.

Рассмотрение «смысла жизни» как онтологической проблемы предполагает, прежде всего, соотнесение смысла жизни конкретного человека со смыслом целого. В определенной степени смысл жизни как раз и является связующим звеном между индивидом и человечеством, зависит от смысла целого (по терминологии различных авторов, смысла Вселенной, смысла истории, смысла бытия и т.д), той смысловой реальности, которая накоплена человечеством в длительном процессе своего становления. Это дало основание многим ученым говорить, что именно в свете смысла целого приобретает смысл конкретная человеческая жизнь. Например, согласно В. Франклу — это сверхсмысл, который осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов (хотя, конечно, и они влияют на его формирование). Люди живут в мире смыслов, но смысловая реальность, как совокупность коллективных смыслов, не сводится к психологической реальности.Из коллективного смыслового поля человек «черпает» свой смысл жизни, который первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Он определяется через совокупность основных целей. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность.

Как известно, смысл жизни индивидуален, уникален, но «истинность» его определяется тем, что его разделяют и другие люди. Содержательно смысл жизни чаще всего в трудах ученых предстает как творческий вклад, служение общему делу, связан с постановкой духовных и культурных целей, соответствием образа человека в культуре (Б.С. Братусь). Смысл человеческой жизни, с этой точки зрения, всегда связан с реализацией себя в обществе (транцендированием себя). Он обеспечивает нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата его может иметь трагические последствия. Несовпадение личностного смысла с коллективными смыслами — причина отклоняющегося поведения (наркомании, алкоголизма и др.), неврозов (А. .Адлер, В. Франкл), потери душевного здоровья (К. Юнг), личностной ущербности (Б.С. Братусь). По терминологии А. Адлера, это «ложный смысл».

Центральное место в коллективных смыслах занимает «Другой» и отношения с ним. «Другой» уже на заре человеческой цивилизации составляет неотъемлемую часть окружающей действительности. Так как одному индивиду нельзя было выжить, «Другой» представляет особую значимость, как первоисточник, связанный с выживанием. Иными словами, отношение к «Другому» для человека изначально было проблемой жизни и смерти, вследствие чего стало частью его смысла жизни.

Поэтому неслучайно С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь и др. в своих размышлениях о сущностных характеристиках человека и его взаимоотношениях с миром ценностному отношению к другому человеку придают такое глобальное значение. Утверждая при этом, что первейшее из условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого, является условием и одновременно критерием нормального развития человека, ведущего его к обретению родовой человеческой сущности (Б.С. Братусь).

О значимости «Другого» и отношений с ним свидетельствует феномен субъектификации — идентификация с «Другим» (который может быть и объектом природы), наделение его определенными чертами. Субъектификация природных объектов плохо изучена в психологии, хотя и позволяет понять предисторию человеческого общения, его механизмы (идентификацию, эмпатию и другие). Можно полагать, что на основе идентификации, как объединения личностью себя с другим и включения в свой внутренний мир общих ценностей, норм и т.д. происходит и становление «Мы».

Субъектификация может происходить не только с природными объектами, но и со «значимыми» другими, с виртуальными лицами — литературными героями или историческими деятелями, с героями художественных фильмов и др. В целом общение с «мысленным собеседником» — следствие диалогичности внутреннего мира — интериоризованной формы личностного общения.

Таким образом учет онтологического аспекта смысла жизни позволяет не только понять культурно-исторические корни формирования смысла жизни конкретного человека, причины его «потери», асоциальные формы поведения, но и роль других людей в самоопределении и самореализации личности, а также организовать практическую помощь, например, в тех случаях, когда потеря близкого человека ощущается как потеря смысла жизни.

Рюмшина Л.И.,

См. также

Как найти свой смысл жизни и почему менять его — нормально

Гостья нового выпуска программы «Психология» — кандидат психологических наук, основательница проекта Volta Наталья Кисельникова. Поговорили о том, почему вопрос о поиске смысла жизни зачастую воспринимается как слишком масштабный, несмотря на то, что именно его определение влияет на ежедневно принимаемые нами решения. Гостья рассказала о наиболее распространенных смыслах, экзистенциальных логиках, которыми предпочитают руководствоваться люди, о том, почему с течением времени и под влиянием обстоятельств менять свои ориентиры — совершенно нормально, и как сделать это, не погружаясь в тревожное состояние из-за грядущих перемен.

Всем привет. С вами «Психология на Дожде». Я Александра Яковлева, и сегодня у меня в гостях по скайпу из Лондона Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук и основательница проекта Volta.

Наталья, здравствуйте.

Добрый день.

Спасибо, что вы к нам присоединились. А говорить мы будем о поиске себя, о каких-то важных смыслах. На протяжении жизни мы все ищем ответы на вопросы — кто я, куда я иду, зачем я делаю то, что я делаю, а правильно ли это все, что мне надо.

Вот это какая-то такая очень философская, с одной стороны, дорога, поиск, с другой стороны, дорогу, как мы знаем, осилит идущий.

Так что это такое с нами вообще происходит и зачем мы все время что-то ищем?

Спасибо за вопрос, Александра. Я, конечно, не обещаю, что мы сегодня точно дойдем до конца пути, но может быть, полежим в этом направлении. Есть такое выражение, что если не можешь бежать к цели, хотя бы ляг и лежи туда.

Действительно, очень часто вопрос про поиск смысла там, предназначения, поиск себя людьми воспринимается как очень какой-то глобальный такой, масштабный, и не все его относят на свой счет на самом деле. Люди думают, что все эти поиски смысла это для каких-то вот, не знаю, озабоченных такими проблемами человечества людей, а мы так больше все по-простому, по земле ходим. Но на самом деле в том или ином виде с этими вопросами сталкиваются, правда, все люди, просто они их по-разному переживают и не всегда понимают вообще даже, что это вопрос про смысл.

Например, когда люди хотят поменять профессию с одной на другую, я очень часто такие истории встречаю, когда там человек получает очень хорошее образование, у него довольно неплохо идет все с карьерой, но лет в тридцать, например, он такой резко — раз, и говорит: а я не хочу быть больше программистом, хочу печь пряники или заниматься каким-нибудь творчеством, художественной фотографией или чем-то еще таким. И вроде бы это не совсем формулируется как вопрос про смысл жизни, но такие решения людям бывает очень трудно принимать.

Или довольно широко известен кризис среднего возраста, когда люди там тоже доживают до определенного момента и начинают задавать себе вопросы — а не зря ли я там делал все, что я делал, а вообще, чего я достиг и так далее. И вот через такие кризисы, можно сказать, довольно кризисные такие переживания, когда я не удовлетворена тем, что имею, и хочу выбрать какой-то другой способ жить, они на самом деле тоже вопросы про смысл и вопросы про то, что меня направляет глобально.

Но из-за того, что мы, просто бывает у нас нет привычки задавать себе вопросы про то, что глобально важно, про это трудно думать, непонятно как думать, и поэтому кажется, что мы все-таки все еще решаем какие-то ситуативные задачки. Вот я сейчас просто думаю, а в какую профессию мне пойти, а вот сейчас так много курсов онлайн, которые обещают, что я за шесть месяцев стану другим специалистом, а вот как понять, куда мне пойти.

И вот через эти локальные проблемы, локальные жизненные решения на самом деле просвечиваются проблемы смысла. И их вообще-то, эти проблемы, и решить-то можно хорошо, чтобы потом не было мучительно больно за еще один сделанный выбор, только когда мы ответим себе на вопрос про то, что для нас важно вообще в жизни.

Вот вы сказали — высвечиваются проблемы смысла, и мне захотелось зацепиться за слово проблемы. Почему вообще это проблема?

Три простых способа найти смысл жизни

«Как построить жизнь » — это еженедельная колонка Артура Брукса, в которой рассматриваются вопросы смысла жизни и счастья. Щелкните здесь, чтобы послушать его новую серию подкастов о счастье, Как построить счастливую жизнь .


Хотите жить целенаправленно и решительно? Чтобы всегда знать, почему ты делаешь то, что делаешь? Есть простой способ воплотить в жизнь свои мечты: найти смысл жизни!

Люди, которые считают, что знают смысл своей жизни, получают большее благополучие, чем те, кто этого не делает.Одно исследование 2019 года показало, что согласие с утверждением «У меня есть жизненная философия, которая помогает мне понять, кто я» было связано с меньшим количеством симптомов депрессии и более сильным положительным аффектом.

Тебе повезло, если ты родился, уже зная, в чем смысл своей жизни. Для остальных из нас поиск может быть трудным и утомительным. Философия часто бесполезна, предлагая абстрактные идеи, такие как человеческая функция Аристотеля или «высшее благо» Канта, которые трудно постичь, не говоря уже о том, чтобы претворять их в жизнь.

Поднять руки и прийти к выводу, что вопрос о смысле жизни просто не имеет ответа — по крайней мере, для вас — — это простой ответ. Но вы можете сделать свой поиск смысла управляемым, разбив его на три небольших измерения, а затем рассмотрев каждый по очереди.

Многие психологи называют знание смысла своей жизни «присутствием», а стремление его искать — «поиском». Они не исключают друг друга: вы можете или не можете искать, независимо от того, имеете ли вы уже смысл или нет.Некоторые люди, находящиеся в малом присутствии, не утруждают себя поиском — они «застряли». Некоторые присутствуют в большом количестве, но продолжают поиски — мы можем назвать их «ищущими».

Присутствие тесно связано с благополучием, но поиск, похоже, не имеет к нему никакого отношения, а слишком много размышлений о своем смысле жизни может даже привести к неудовлетворенности. Подумайте, как парадокс выбора оставляет людей неудовлетворенными, когда им предоставляется слишком много вариантов потребительских товаров. Или в любви, если на то пошло: исследование 2009 года, опубликованное в журнале CyberPsychology & Behavior , в своем названии рассказывает целую историю: «Больше возможностей ведет к большему поиску и худшему выбору в поиске партнеров для романтических отношений в Интернете.«Хотя ни одно исследование, которое я видел, специально не рассматривало этот вопрос, мы можем предположить, что странствующие искатели смысла пострадают аналогичным образом.

Прочтите: Обретение цели в жизни может сделать вас более здоровым

Если вы еще совсем не обрели смысл, как вы можете искать его, не ища слишком много? Ответ — взять обширный философский вопрос и сделать его управляемым. Вы можете сделать это наиболее эффективно — и без излишней зацикленности — оценивая свою жизнь по трем измерениям, которые психологи Фрэнк Мартела и Майкл Ф.Стегер определил в The Journal of Positive Psychology в 2016 году:

  • Coherence : как события сочетаются друг с другом. Это понимание того, что в вашей жизни что-то происходит не просто так. Это не обязательно означает, что вы можете вписать новые события в свое повествование в тот момент, когда они происходят, но обычно вы можете сделать это позже, так что у вас есть вера в то, что в конечном итоге вы это сделаете.
  • Цель : наличие целей и задач. Это вера в то, что вы живы, чтобы что-то делать.Думайте о цели как о своей личной миссии, например, «цель моей жизни — поделиться секретами счастья» или «Я здесь, чтобы распространять любовь в изобилии».
  • Значение : внутренняя ценность жизни. Это ощущение того, что ваша жизнь имеет значение. Если у вас высокий уровень значимости, вы уверены, что мир был бы немного — а может быть, намного — беднее, если бы вы не существовали.

Читайте: совпадения и смысл жизни

Вы можете думать об этих трех измерениях как об макроэлементах: элементах, которые нам нужны для сбалансированного и здорового смысла жизни.Возможно, они уже стали частью вашей духовной диеты. Например, христиане верят, что жизнь важна, потому что Бог любит нас; что наша цель — любить и служить Богу и другим людям; и что у Бога есть последовательный план для нашей жизни, ясен он нам или нет.

Прочтите: Жизнь имеет смысл в бедных религиозных странах

Сбалансирование макроэлементов не требует традиционной религии — многие светские и даже атеистические философии также предлагают способ их культивирования, уделяя особое внимание этическому и моральному поведению.

Чтобы начать процесс раскрытия смысла своей жизни или скорректировать поиск, который немного отклонился от курса, я рекомендую выполнить три шага.

1. Проверьте свой рацион.

Если бы вы сказали мне, что только что изменили свои привычки в еде и плохо себя чувствуете, я бы спросил о вашем профиле макроэлементов: достаточно ли вы потребляете жиров, белков и углеводов — и в правильном ли соотношении. Точно так же ощущение, что ваша жизнь лишена смысла, должно вызывать вопрос, есть ли у вас дефицит последовательности, цели или значимости.Задайте себе следующие вопросы:

  • Чувствуете ли вы, что вышли из-под контроля — вас бросают по жизни без рифмы или причины? Если это так, вам нужно лучше понять согласованность.
  • У вас нет больших планов, мечтаний или идей на будущее, которые вас волнуют? Это целенаправленная проблема.
  • Считаете ли вы, что если бы вы исчезли, это не имело бы значения, как будто мир стал бы не хуже — или, может быть, лучше — если бы вы исчезли? Это серьезная проблема.
2. Искать в лесу.

Если вы обнаружите дефицит в определенной области смысла, ищите его продуктивным способом.К счастью, вам не нужно придумывать, как это делать самостоятельно — философские и религиозные традиции делали именно это на протяжении тысячелетий. Одна из наиболее организованных стратегий исходит из концепции индуизма о ашрамах , или четырех стадиях уравновешенной жизни. Третий — Vanaprastha — буквально «уход в лес» на санскрите — который в идеале начинается примерно в возрасте 50 лет и влечет за собой отказ от повседневных требований, чтобы больше сосредоточиться на глубоком смысле жизни через размышления, медитацию и учебу. .Вы можете сделать это на любом этапе жизни, посвящая каждый день время поиску. Для некоторых это означает медитацию или молитву. Для других это требует изучения текстов или работы с мастерами. Это может даже включать терапию. Но вы должны подойти к ней так же, как и к любой другой важной цели — выполняя работу.

3. Убедитесь, что вы не слишком усердно ищите.

Ваш поиск смысла будет контрпродуктивным, если он мешает вашему счастью. Чтобы убедиться, что вы находитесь в зоне Златовласки, вы можете пройти опрос, который покажет вам уровень вашего присутствия и поиска, и сравнить свои результаты с другими на веб-сайте программы Authentic Happiness Пенсильванского университета.Если вы обнаруживаете, что ваше присутствие в порядке, но вы гиперактивный искатель, это сигнал к тому, чтобы насладиться источниками смысла, которые у вас уже есть, а не постоянно искать новые. В этой ситуации я иногда предлагаю то, что я называю «Стратегией Дороти», основанной на знаменитой фразе Дороти из Волшебник из страны Оз : «Если я когда-нибудь снова пойду искать заветное желание, я не буду смотреть дальше своего собственный двор; потому что если его там нет, я никогда не терял его с самого начала ». Если вы чувствуете себя потерянным в поисках смысла, немного расслабьтесь и вернитесь к основам.

Все эти советы основаны на одном очень сильном предположении — что жизнь действительно имеет смысл. Не все с этим согласны. Некоторые построили целые школы мысли, исходя из предположения, что жизнь бессмысленна по своей природе и что мы можем быть по-настоящему свободными, только если примем эту истину. «Если мы ни во что не верим, если ничто не имеет никакого значения и если мы не можем утверждать никаких ценностей, — писал философ Альбер Камю в книге « Мятеж », — тогда все возможно и ничто не имеет значения.

Прочтите: The Great British Baking Show и смысл жизни

Каждый из нас должен решить, верим ли мы в это. Я не могу сказать наверняка; это, как мы говорим в моем бизнесе, «непроверяемая гипотеза». Парадокс непроверяемой гипотезы состоит в том, что даже если мы будем искать, мы никогда не сможем быть уверены, что нашли то, что реально и верно. Но одно можно сказать наверняка: мы не найдем ничего , если не посмотрим.

В чем смысл жизни?

Многие люди находят смысл в том, чтобы ставить перед собой цели.Им нужен угловой офис, большая машина, модные брюки. Это дает им повод просыпаться утром, повод надрать себе задницу на работе. Это дает им то, что заставляет их чувствовать себя важными и чего ждать каждый день.

Но голы — палка о двух концах. Ты должен быть осторожен.

Цели — хороший инструмент для создания мотивации. Проблема в том, что сами по себе они произвольны и пусты.

Если за целью, наполненной смыслом, не стоит почему , сама цель принесет мало счастья или удовлетворения в долгосрочной перспективе.

Вы когда-нибудь видели, чтобы звездные спортсмены барахтались после выхода на пенсию? Или парень, который наконец-то заработал свои миллионы, стал глубоко несчастным, потому что не знал, что еще делать со своей жизнью?

Вот почему все поверхностные вещи, такие как заработать миллиард долларов, или приобрести Роллс-Ройс, или приклеить свое лицо к обложке журнала, — все это приводит к типу счастья, которое является поверхностным и недолговечным — потому что смысл неглубокие и недолговечные.

У ваших целей должна быть более глубокая причина.В противном случае сами цели будут пустыми и бесполезными в долгосрочной перспективе.

Некоторые спортсмены хорошо переносят пенсию. Другие заканчивают «Танцами со звездами».

Обратите внимание, что именно спортсмены, которые стремятся стать лучшими в своем виде спорта по какой-то более важной причине — создать благотворительную организацию, начать свой бизнес, перейти к другой карьере, — лучше всех справляются с выходом на пенсию. Обратите внимание, что это миллионеры, которые всю свою жизнь трудились над более глубоким делом, и они остаются довольными после того, как все их цели вычеркнуты из контрольного списка.

Но некоторые цели даже не должны быть большими и сексуальными.

Возьмите бутерброд с ветчиной. Я сел писать эту статью голодный. Это проблема моей жизни. И я пообещал себе, что откажусь от этого глотка, прежде чем пойти и приготовить себе бутерброд. Это придало этому часу дополнительный смысл.

А знаете что? Может быть, моя жена голодна, и я могу приготовить ей тоже. Знаешь, сделай мир лучше и все такое дерьмо, пока я этим занимаюсь.

Так в чем смысл жизни? Что ж, сейчас для меня это бутерброд с ветчиной.Что будет у вас?

Смысл жизни согласно различным философиям

Можно ли одним словом передать смысл жизни? Возможно, это наивно, но нет ничего плохого в том, чтобы получить простой ответ на, казалось бы, простой вопрос: зачем жить? Здесь мы визуализировали наиболее известные философии, которые занимались этим вопросом за последние 5000 лет.