Трикотажная одежда для дома и отдыха для мужчин и женщин, в интернет магазине Ирис — домашний трикотаж!

Домашний трикотаж от производителя в Иваново, в интернет-магазине «Ирис — домашний трикотаж» Трикотаж дешево, купить ночные сорочки, купить туники, купить трикотаж

Красота

Красота понятие – «Что такое красота?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Красота — это… Что такое Красота?

Цветы считаются одним из ярчайших примеров природной красоты

Красота́ — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным.[нет в источнике 63 дня] Противоположностью красоты является безобразие.[1]

Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия[источник не указан 62 дня]. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения[2].

Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.

Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории.

По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному.

Восприятие красоты в искусстве

В настоящее время существует предположение, что наше восприятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти человека благодаря множеству предшествующих поколений живых существ с их бессознательным опытом, а также тысячам поколений людей с опытом осознаваемым[3].

Эрос и красота физическая

Мужчины и женщины красивы, когда они нравятся противоположному полу. Воспринимая женщину/мужчину как своего возможного партнера, мы никогда не ошибаемся, какому полу что нужно. Здесь действует «опыт предшествующих поколений»[4].

Разностороннее развитие человеческого тела достигается большим трудом — так же, как и все другие достижения.

Духовная красота

Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной, духовной красоте. Эта категория применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека. Для детей, подростков и молодых людей в это понятие также включаются такие характеристики, как «невинность», «неиспорченность» и другие.

Эталоны физической красоты в разных культурах

История показывает, что образцы, «стандарты» красоты очень сильно меняются в разных странах и культурах. Помимо очевидного предпочтения людей без выраженной физической асимметрии тела, а также «средних» по внешнему виду (в каждой расе — свои эталоны), существуют иные, меняющиеся культурные предпочтения.

В древней Греции и Риме эталоны мужской и женской красоты были практически неотличимы от эталонов начала XX века, века развития олимпийского движения.

В Средние века можно отметить моду на бледность и худобу, но в эпоху барокко, напротив, появляется мода на полнотелость (например, на картинах Рубенса) и на потенциальную плодовитость (картины голландских мастеров — например, дамы Терборха).

XXI век
Эталоны женской красоты

В настоящее время «высокая мода» продолжает рекламировать стандарт женской красоты как чрезвычайно худую, очень высокую фигуру с очень узкими бёдрами и длинными ногами. Женщина должна обладать грациозной фигурой, фотогеничностью и иметь знаменитые параметры 90 – 60 – 90[5].

И если красота её поблекнет,
То, думаю, создатель красоты,
При гибели прекрасного созданья,
Утратить должен более, чем я.

Эталоны мужской красоты

Итальянцы признаны самыми красивыми мужчинами в мире, при этом редеющая с годами шевелюра и появляющиеся морщины далеко не всегда влекут за собой потерю привлекательности. Таковы результаты опроса, проведенного международной маркетинговой компанией Synovate[6].

Конкурсы мужской красоты

В некоторых странах проводятся также конкурсы мужской красоты. Они во многом схожи с конкурсами женской красоты, отличаясь лишь тем, что упор делается на мужских качествах: удали, силе, атлетичности. Такие конкурсы проводятся, например, в Швейцарии, где ежегодно, путём голосования по окончании конкурса, выявляется «Мистер Швейцария»[7].

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Красота — это… Что такое Красота?

        свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывая чувство удовольствия, наслаждения, страсти. Восприятие красоты осуществляется чаще всего при созерцании, но в этом процессе могут участвовать также и обоняние, осязание, слух. Чувство красоты, стремление к ней свойственно человеку с древности. Способность к эстетическому восприятию действительности стала, очевидно, предпосылкой и к её эстетическому отражению, то есть привела к возникновению изобразительного и прикладного искусства, в котором с наибольшей яркостью и полнотой прославляется красота человека и, в частности, физическая. Высшей степенью красоты, выражением её эстетической сущности является прекрасное, споры о котором начались в глубокой древности и продолжаются по сей день. В Древней Греции существовало учение о калокагатии (kalos — прекрасный+agathos — добрый). Прекрасным считалось то, что нравилось своей формой и структурой, а также моральные качества и ценности: идеи, чувства, поступки, нравственность. Греки разработали ряд интересных теорий понимания прекрасного. Сак, пифагорейцы утверждали, что мир построен по законам математики, поэтому прекрасное — это свойство меры и числа, а гармония заключается в математических отношениях составных её частей и означает их созвучие, единство. От Сократа идёт представление о том, что красива та вещь, которая соответствует своему назначению.Эта идея красоты как функциональности получила особенное распространение в Древнем Риме.
        Понимание прекрасного, в том числе телесной красоты человека, пристрастия и вкусы людей меняются в зависимости от определённой эпохи, социальной и географической среды. Так, в Древней Греции высшей ценностью и символом прекрасного стал человек с гармоничными, совершенными пропорциями. Красота человека стала одной из главных тем греческого изобразительного искусства. Западноевропейское средневековье породило совершенно иной идеал, трактовавший прекрасное как воплощение духовной красоты. При полном безразличии к красоте тела особое значение придавалось лицу. Главным украшением его считался высокий лоб и широко раскрытые глаза — зеркало вечной, бессмертной души. Непокрытые волосы, особенно у женщин, воспринимались как символ развращённости. Культура эпохи Возрождения по сравнению с античностью или средневековьем стала более феминизированной. Возросла роль женщины в обществе, её красота стала цениться наравне с её обаянием, общей культурой, образованием. Тема прекрасной дамы становится ведущей в литературе и изобразительном искусстве, а эталонами в понимании красоты становятся золотые волосы и карие глаза воспеваемых женщин. Венецианки этой эпохи специально красили волосы, добиваясь модного цвета или оттенка.
        Во все последующие столетия за эталон человеческой красоты принимались гармония, совершенство и пропорциональность всех частей тела. С наибольшей полнотой стремление человечества к красоте отразилось в изображении женского тела. Причём расширение технических возможностей живописи дало начало поиску отображения красоты тела не только через достоверность проработки деталей, форм и фактуры, но и через всю палитру и насыщенность красок, их сочетания и оттенки, через форму линий.
        Красоту любимого человека индивид воспринимает всеми органами чувств: черты лица и цвет глаз, формы тела и пластика движений, звук голоса и запах волос — всё это может бесконечно пленять, восхищать, очаровывать. Но как бы ни была пленительна красота внешнего облика человека, она не может стать единственной основой глубокого, сильного, неугасающего с годами чувства. Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовной красотой человека. Красота порождает любовь, любовь же творит мир по законам красоты. Красота может даровать надежду отчаявшемуся, может обогатить человека цветами прекраснейших чувств. Ф.М. Достоевский, всю жизнь мучительно решавший проблемы истины, нравственности, добра и зла, выразил надежду в том, что красота спасёт мир.

(Источник: Сексологический словарь)

совокупность внешних физических данных, доставляющих эстетическое наслаждение. В античности идеалом муж. К. считался Аполлон Бельведерский; жен. — Венера Милосская. Понятие К. сильно различалось в различные исторические эпохи и у разных народов. По традиции предпочтение отдавалось выраженным чертам маскулинности и фемининности в облике мужчины и женщины (см.: венеры первобытные). Вместе с тем каноны К. могли претерпевать значительные изменения: идеалы Ренессанса не совпадали с эстетическими пристрастиями абсолютизма и т.д. В середине 70-х гг. XX в. всеобщим признанием пользовалась англ. манекенщица Твигги, к-рая отличалась необыкновенной худобой. К. в её классическом понимании не является решающим фактором сексуальной привлекательности: гораздо более важны субъективные особенности восприятия представителя того или др. пола. см.: симпатии; антипатии.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы:

Антонимы:

  • Крайняя плоть
  • Криминальный аборт

Смотреть что такое «Красота» в других словарях:

  • КРАСОТА — есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано: красота обещание счастья. Но нигде не сказано, что это обещание будет исполнено. Поль Жан Туле Красота это вечность, длящаяся мгновение. Альбер Камю Дистанция душа красоты. Симона Вейль Добро… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КРАСОТА — КРАСОТА, красоты, мн. красоты (красоты устар.), жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. 2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. только мн. Красивые …   Толковый словарь Ушакова

  • КРАСОТА — ы; соты; ж. 1. к Красивый. К. среднерусского пейзажа. К. рук. К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. * Красота спасёт мир (Достоевский). 3.… …   Энциклопедический словарь

  • красота — Краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.. . взять красотой, придавать красоту… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.… …   Словарь синонимов

  • красота — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? красоты, чему? красоте, (вижу) что? красоту, чем? красотой, о чём? о красоте; мн. что? красоты, (нет) чего? красот, чему? красотам, (вижу) что? красоты, чем? красотами, о чём? о красотах 1. Красотой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • КРАСОТА — универсалия культуры субъект объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие «К.» выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как… …   Новейший философский словарь

  • КРАСОТА — КРАСОТА, ы, мн. оты, от, отам, жен. 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн.… …   Толковый словарь Ожегова

  • КРАСОТА — (символ b, от англ. beauty красота, прелесть), аддитивное квант. число, характеризующее адроны, носителями к рого явл. b кварки; сохраняется в сильном и эл. магн. взаимодействиях, но не сохраняется в слабом вз ствии. Введено для истолкования… …   Физическая энциклопедия

  • КрАсота — «КрАсота»  фольклорный ансамбль Новосибирского государственного университета. Создан в 1981 году из вокальной группы академического хора НГУ. Первоначально исполнял собственные эстрадные обработки народных песен, но впоследствии стал исполнять… …   Википедия

  • Красота —  Красота  ♦ Beauté    Качественная характеристика красивого, его фактическое состояние. Насколько правомочно разделение понятий красивого и красоты? Этьен Сурьо (***), в своем «Эстетическом словаре», полагает, что правомочно: «Рассуждая о… …   Философский словарь Спонвиля

  • КРАСОТА —         см. Прекрасное. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КРАСОТА …   Философская энциклопедия

Книги

  • Красота, Вулин А.. Мощный и яркий исторический балканский роман с тщательно разработанным метафорическим кодом в духе полюбившегося русскому читателю «Хазарского словаря» Милорада Павича, но абсолютно… Подробнее  Купить за 693 руб
  • Красота, Александр Вулин. Мощный и яркий исторический балканский роман с тщательно разработанным метафорическим кодом в духе полюбившегося русскому читателю «Хазарского словаря» Милорада Павича, но абсолютно… Подробнее  Купить за 300 руб электронная книга
  • Красота от А до Я, Р. А. Бардина. Книга содержит советы по уходу за волосами, кожей, телом, предлагает различные способы декорирования лица, практические рекомендации по использованию косметических средств и лечению… Подробнее  Купить за 90 руб

Другие книги по запросу «Красота» >>

dic.academic.ru

КРАСОТА — это… Что такое КРАСОТА?

  • КРАСОТА — есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано: красота обещание счастья. Но нигде не сказано, что это обещание будет исполнено. Поль Жан Туле Красота это вечность, длящаяся мгновение. Альбер Камю Дистанция душа красоты. Симона Вейль Добро… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КРАСОТА — КРАСОТА, красоты, мн. красоты (красоты устар.), жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. 2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. только мн. Красивые …   Толковый словарь Ушакова

  • КРАСОТА — ы; соты; ж. 1. к Красивый. К. среднерусского пейзажа. К. рук. К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. * Красота спасёт мир (Достоевский). 3.… …   Энциклопедический словарь

  • красота — Краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.. . взять красотой, придавать красоту… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.… …   Словарь синонимов

  • красота — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? красоты, чему? красоте, (вижу) что? красоту, чем? красотой, о чём? о красоте; мн. что? красоты, (нет) чего? красот, чему? красотам, (вижу) что? красоты, чем? красотами, о чём? о красотах 1. Красотой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • КРАСОТА — универсалия культуры субъект объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие «К.» выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как… …   Новейший философский словарь

  • КРАСОТА — (символ b, от англ. beauty красота, прелесть), аддитивное квант. число, характеризующее адроны, носителями к рого явл. b кварки; сохраняется в сильном и эл. магн. взаимодействиях, но не сохраняется в слабом вз ствии. Введено для истолкования… …   Физическая энциклопедия

  • КрАсота — «КрАсота»  фольклорный ансамбль Новосибирского государственного университета. Создан в 1981 году из вокальной группы академического хора НГУ. Первоначально исполнял собственные эстрадные обработки народных песен, но впоследствии стал исполнять… …   Википедия

  • Красота —  Красота  ♦ Beauté    Качественная характеристика красивого, его фактическое состояние. Насколько правомочно разделение понятий красивого и красоты? Этьен Сурьо (***), в своем «Эстетическом словаре», полагает, что правомочно: «Рассуждая о… …   Философский словарь Спонвиля

  • КРАСОТА —         см. Прекрасное. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КРАСОТА …   Философская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Внуренняя красота человека. Что такое Красота человека? Гармония с собой — что такое душевная красота? Отзывы о красоте. Что такое Красота человека простыми словами.

    Мы всегда любуемся природными красотами и в общении тянемся к красивым и обаятельным людям. Однако понятие красоты многогранно, и часто оно включает не только внешнюю привлекательность человека, но и красота внутреннюю. Существует много способов сохранить и улучшить свои внешние качества, однако чтобы достичь гармонии с собой и внешним миром,  нужно много работать и над внутренним содержанием.

    Внешние качества, подходящие под стандарты красоты, меняются с годами. То, что казалось прекрасным несколько десятилетий назад, сегодня расценивается как непривлекательное или даже уродливое. Понятие же внутренней красоты стабильно, и, перетекая из одной эпохи в другую,
    почти не изменяет своего содержания.  

    Внутренняя красота человека – это комплекс душевных качеств, который побуждает людей совершать достойные поступки. При этом речь идёт не только о геройских подвигах, поскольку порой незаметное на первый взгляд поведение, выраженное в выполнении своего долга или терпеливости и принятии окружающих людей и жизненных обстоятельств, отражает внутреннюю красоту человека. Положительные качества, так же, как и отрицательные, особенно ярко выражаются в экстремальных ситуациях — тяжёлые времена способствуют раскрытию самых ярких душевных качеств человека — проявляются и все негативные качества, и внутренняя красота человека. Способность к сохранению и развитию положительных душевных качеств в затруднительных ситуациях дана не каждому.

    Тем не менее, и в повседневной жизни каждый человек тоже имеет возможность проявить внутреннюю красоту. Тот, кому это удаётся, оставляет след в душе и сознании окружающих. Спустя годы мы вспоминаем людей, с которыми работали, учились или встретились на непродолжительное время, и такие встречи стимулируют нас к развитию через расстановку верных ориентиров и приоритетов.  

    Однако часто внутренняя красота человека не находит отклика среди окружающих и либо воспринимается как должное, либо вызывает насмешки. Такое поведение окружения приводит к тому, что желание совершать достойные поступки и демонстрировать внутреннюю красоту пропадает. Поэтому так важно не бояться говорить добрые слова в адрес людей, если они этого заслуживают.

    Что включает понятие внутренней красоты человека

    Бывает красота внешняя и внутренняя, и эти понятия являются субъективными в той или иной степени. Факторы определяющие, на сколько человек привлекателен, для каждого свои. Однако если критерии внешней красоты скоротечны, то душевные качества, достойные восхищения и уважения, не меняются веками. Именно они способны изменить мнение о внешне не привлекательных людях.

    Качества из которых формируются внутренняя красота:

    • Доброта – знакомая каждому характеристика, которой многие восхищаются в детстве, но которая неумолимо теряет популярность с возрастом.
    • Сострадание – одна из главных составляющих внутренней красоты людей. Это способность переживать эмоции окружающих эмоций и искренне сочувствовать, стремясь поддержать и облегчить состояние людей.  
    • Соблюдение законов морали и нравственности. Для кого-то на первом месте стоят нормы права, прописанные в законах, для кого-то – заповеди. Однако задолго до появления священных книг различных конфессий и уголовных законов, существовали правила поведения, продиктованные внутренней моралью человека. И именно этот внутренний ограничитель, регулирующий поведение, должен присутствовать у человека, который стремится к внутренней красоте.
    • Честность – очень неоднозначное качество. С одной стороны, оно, безусловно, является важной характеристикой высокоморального человека. С другой стороны, «ложь во спасение» порой является более гуманной мерой, способной сохранить не только хорошие отношения и душевное спокойствие окружающих людей, но и жизнь. Ответить на вопрос, должен ли внутренне красивый не быть кристально-честным, каждый должен сам.
    • Уважительное поведение по отношению к людям. Естественно, мы не можем уважать всех окружающих людей. Но вести себя достойно и не опускаться до уровня плохо воспитанных или аморальных индивидов – важное качества для душевно-привлекательного человека.
    • Уважительное отношение к природе – это качество, которое плохо развито у многих современных людей, но без которого нельзя говорить о внутренней красоте.
    • Интеллектуальное развитие – это не главное, но всё же важное качество для внутренне красивого человека. Часто интеллектуальный рост провоцирует людей к развитию в себе других качеств, отвечающих за духовную привлекательность.

    Совокупность таких качеств в разных пропорциях приводит к тому, что человек кажется нам обаятельным и симпатичным благодаря своей внутренней красоте. При этом важным условием является то, чтобы обладатель подобных качеств находился во внутренней гармонии с собой и окружающим миром. В отличие от внешней, внутренняя красота требует абсолютной естественности — хорошие поступки, сделанные по доброй воле, а не в угоду правилам нравственности и не из чувства долга, вызывают истинное уважение и отклик в сердцах других. Люди, которые чувствуют мир более тонко, могут сказать, что гармония и красота тесно связаны между собой, и одно без другого не существует.

    Важно ли быть душевно красивым?  

    Потребность в красоте – врождённое качество, которое появилось ещё в древние времена. Люди занимались различными видами и искусства и развитием физических данных. Они понимали, что эстетическое развитие – составляющая, которая много значит для высокого качества жизни.  

    Важную роль для человечества всегда играло не только внешнее проявление прекрасного, но и красота внутренняя, которая идёт рука об руку с гармоничным развитием личности. Часто случается, что встретив людей, непривлекательных внешне, через некоторое время мы отмечаем, что они вызывают симпатию благодаря душевным качествам и степени внутреннего развития.  

    Случаются и обратные ситуации, когда люди, создавшие себе яркий образ, ухаживающие за собой и уделяющие большое внимание внешней эстетике, оказываются неинтересными и пустыми внутри. Иногда их поступки говорят об их бедном внутреннем мире или об уродливом – в моральном плане – наполнении. Обвинять таких людей не стоит, часто они — жертвы неправильного воспитания или имеют душевные травмы, не позволяющие развивать внутреннюю красоту. Тем не менее, такие личности производят отталкивающее впечатление на окружающих.

    Таким образом, внутренняя красота занимает много места в жизни людей. Она более значима, чем внешние данные, поскольку именно душевное наполнение стимулирует совершение достойных поступков и врезается в память окружающих людей. Внутренняя красота определяет отношение к человеку, особенно если речь идёт о длительном общении.

    Можно ли развить внутреннюю красоту в человеке?  

    Конечно, внутренняя красота – не мышца, которую можно накачать в тренажёрном зале, однако развивать положительные душевные качества необходимо каждому. Заниматься самосовершенствованием и развитием душевной красоты можно и нужно в любом возрасте. Взрослым людям сложно начать работу над своим внутренним миром и душевной красотой, а особенно сложно тем, кто имеет негативный жизненный опыт — им труднее осознать саму необходимость работы над собой в этом направлении. Однако каждому под силу изменить свой внутренний мир и стать более привлекательным человеком с моральной точки зрения.

    Тем не менее, желательно начать формировать положительные качества с самого рождения человека. Детская психика всё впитывает, как губка, и если ребёнок растёт в здоровой атмосфере, окружённый нужными книгами и полезными для развития игрушками, в нём несложно развить внутреннюю красоту. При этом главный фактор, влияющий на такое развитие, — это собственный пример. Если люди задаются вопросом, что такое внутренняя красота, и как её развить, это начало пути по изменению себя и мира вокруг.  

    Способы развития внутренней красоты

    Совершенствование своих душевных качеств и развитие внутренней красоты – долгий кропотливый труд, который подразумевает комплекс мер разного характера. На то, чтобы пройти такой путь, взрослым людям нужно потратить много времени, ведь цель такого пути — изменение мировоззрения,  своей жизни и судьбы близких людей. Это  достойный выбор, который каждый человек должен сделать однажды.  

    Самым главным и сложным шагом является пересмотр своего отношения к окружающим. Важно понимать, что людей, с которыми вас свела судьба, не стоит учить жизни и перевоспитывать. Их нужно либо принимать такими, какие они есть, либо, по возможности, абстрагироваться от них. Если человек мешает развитию положительных душевных качеств, вызывает раздражение или гнев, постарайтесь минимизировать его присутствие в вашей жизни, если речь не идёт о близких членах семьи.  

    Много полезного для формирования правильных ориентиров имеют различные произведения литературы и искусства. С целью развития положительных душевных качеств полезно вспомнить русских писателей, относящихся к классике 19 и 20 веков. В романах Толстого, Достоевского, Тургенева и других литературных деятелей встречается много изысканий и верных умозаключений на тему того, что включает в себя понятие «внутренняя красота» и как добиться этого качества.  

    Зарубежные писатели тоже оставили большое наследие, которое используется людьми по всему миру не только для того, чтобы скоротать день или вечер, непригодный для прогулки, но и для культивирования духовности. Повести Хемингуэя, Воннегута и Брэдберри в иной манере, но тоже наталкивают на верные рассуждения выводы, касающиеся внутренней красоты людей.  Этот способ развития положительных качеств позволяет не только улучшить свои характеристики, но и повышает грамотность и восполняет пробелы, оставленные в школьные годы.

    Занимаясь душевным развитием, исключите из жизни телевизионные программы и пресс-издания, которые засоряют ваш разум и расставляют неверные ориентиры. Обойтись без телевизора и газет не удастся, но относитесь к контенту тщательно и придирчиво. «Жевательная резинка для мозгов» не способствует возникновению каких-либо положительных душевных качеств.

    Помните, что занимаясь развитием внутренних положительных качеств и их внешним проявлением, вы становитесь примером для тех окружающих, которые ищут ответы на те же вопросы, которыми задавались вы.  

    krasota.ru

    КРАСОТА | Энциклопедия Кругосвет

    КРАСОТА наряду с благом (добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

    Тот факт, что критерием красоты выступает чувство, делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

    Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка. Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

    Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

    Почему люди по разному оценивают (и творят) красоту? Чувство красоты – чувство приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Неприятной красоты не бывает. Неприятно – безобразное. Различение чувственно-приятного от неприятного – одна из функций эстетического вкуса.

    Вкус бывает не только эстетический. Люди различают «на вкус» приятную и неприятную пищу (напитки, запахи и др.). У разных народов и отдельных индивидов имеются врожденные, физиологические реакции в отношении приятного. Поэтому справедливо говорят, что о вкусах не спорят. В этом физиологическом аспекте это верно и в отношении эстетического вкуса. Разные народы и отдельные люди эстетически предпочитают разные цвета и звуки.

    Своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Чувство красоты – сравнительно поздний продукт культурного развития. То, что сегодня оценивается как красивое, на ранних стадиях развития культуры оценивалось как целесообразное и полезное (утилитарное). Например, в человеке негативно оценивалось прежде всего нарушения (отступления) от физической и психической нормы, ибо это отрицательно сказывалось на исполнении социальных ролей (работника, воина, матери и т.п.). Позже негативная оценка нарушения нормы ляжет в основу формирования эстетического феномена безобразного и комического. Напротив, соответствие норме и в особенности высокая степень совершенства положительных полезных качеств (и физических и психических) генетически восходит к феномену эталона красивого, к эстетическому идеалу.

    Свидетельством этому может быть сегодняшняя речевая практика. Красота внешности человека часто обозначается такими словами, эпитетами, которые говорят о норме, цельности, здоровье человека: породистый, холеный, осанистый, гвардейский, широкоплечий, мощный, богатырский и т.п. Признаки болезни (исхудавший, истощенный, бледный и т.п.) часто выступают как синонимы «некрасивого».

    Понятие нормы и эстетического идеала относительно. Высокий рост для европейца часто служит одной из характеристик внешней красоты человека, но такой же рост для низкорослых племен (например, пигмеев) – уродство. У каждого человеческого коллектива (социума) – своя мера, свой идеал. Знаменитый тезис греческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей (ср. у М.Волошина: Мир отвечал размерам человека, / И человек был мерой всех вещей) полностью относится к красоте.

    Меру нормального, целесообразного и полезного для человека, человек переносит на весь окружающий мир, в том числе и на природу. В мире неодушевленной и живой природы нет сознательной цели, целеполагания, а значит и целесообразности. Там есть приспособленность к среде, соответствие структуры и функций (поведения). Но человек по аналогии с собой и своим поведением переносит на природу представление о целесообразности и соответственно о красоте. Природа для человека – неиссякаемый источник для формирования эстетических гармонических представлений, благодатная почва для формирования и осуществления чувства красоты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен: / Сотри случайные черты / И ты увидишь: мир прекрасен. (А.Блок).

    Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.

    Независимо от конкретного содержания, с которым форма всегда связана и которую всегда выражает, эту форму, или красоту, отличают те же признаки, что свойственны объективным предпосылкам чувства красоты – органическая целостность, пропорциональность, симметрия, ритм, динамическая напряженность и др.

    С формой целесообразности (красотой) мы встречаемся не только в мире вещей и процессов действительности, но и в мире понятий и представлений. Все, что непосредственно воспринимаемо (и представляемо) зрением и слухом, может быть предметом эстетического созерцания, вызывать чувство красоты. Так, математические и физико-математические понятия, когда они выражены в наглядной формулировке, четко фиксирующей определенный комплекс идей, могут быть предметом – для посвященных – эстетического восхищения. Л.Больцман испытывал эстетический восторг от «изящества» уравнений Д.Максвелла, выражающих основные законы электромагнетизма. Формулы Максвелла чрезвычайно целесообразны, им присущ ритм и емкость, выразительность и краткость, благодаря ритму их удобно схватывает глаз. Не случайно известный современный математик Г.Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Для эстетического впечатления важен не только момент наглядности формы, но и преодоление сложности, сведение сложности к простоте как в области алгебраических знаков, так и в области геометрических конструктивных понятий. Характерны некоторые названия кривых аналитической геометрии – «трехлепестковая роза», «локон» и другие, указывающие на их эстетическую выразительность, красоту. В описании сложных химических соединений мы найдем разнообразные геометрические схемы, поражающие причудливой гармонией. Например, структурная формула черного анилина (краски) напоминает красоту орнамента, но только не декоративного, а выражающего взаимодействие, соотношение атомов.

    Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

    Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

    И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

    Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

    Обратимся к игре. Красота как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

    Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

    Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что красивая теория, красивая формула не может не быть верной. Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что истину можно узнать по ее красоте. Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины».

    В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина, все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом». Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».

    Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

    В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые П.Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

    Евгений Басин

    www.krugosvet.ru

    КРАСОТА — это… Что такое КРАСОТА?

  • КРАСОТА — есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано: красота обещание счастья. Но нигде не сказано, что это обещание будет исполнено. Поль Жан Туле Красота это вечность, длящаяся мгновение. Альбер Камю Дистанция душа красоты. Симона Вейль Добро… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КРАСОТА — КРАСОТА, красоты, мн. красоты (красоты устар.), жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. 2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. только мн. Красивые …   Толковый словарь Ушакова

  • КРАСОТА — ы; соты; ж. 1. к Красивый. К. среднерусского пейзажа. К. рук. К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. * Красота спасёт мир (Достоевский). 3.… …   Энциклопедический словарь

  • красота — Краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.. . взять красотой, придавать красоту… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.… …   Словарь синонимов

  • красота — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? красоты, чему? красоте, (вижу) что? красоту, чем? красотой, о чём? о красоте; мн. что? красоты, (нет) чего? красот, чему? красотам, (вижу) что? красоты, чем? красотами, о чём? о красотах 1. Красотой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • КРАСОТА — КРАСОТА, ы, мн. оты, от, отам, жен. 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн.… …   Толковый словарь Ожегова

  • КРАСОТА — (символ b, от англ. beauty красота, прелесть), аддитивное квант. число, характеризующее адроны, носителями к рого явл. b кварки; сохраняется в сильном и эл. магн. взаимодействиях, но не сохраняется в слабом вз ствии. Введено для истолкования… …   Физическая энциклопедия

  • КрАсота — «КрАсота»  фольклорный ансамбль Новосибирского государственного университета. Создан в 1981 году из вокальной группы академического хора НГУ. Первоначально исполнял собственные эстрадные обработки народных песен, но впоследствии стал исполнять… …   Википедия

  • Красота —  Красота  ♦ Beauté    Качественная характеристика красивого, его фактическое состояние. Насколько правомочно разделение понятий красивого и красоты? Этьен Сурьо (***), в своем «Эстетическом словаре», полагает, что правомочно: «Рассуждая о… …   Философский словарь Спонвиля

  • КРАСОТА —         см. Прекрасное. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КРАСОТА …   Философская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    КРАСОТА — это… Что такое КРАСОТА?

  • КРАСОТА — есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано: красота обещание счастья. Но нигде не сказано, что это обещание будет исполнено. Поль Жан Туле Красота это вечность, длящаяся мгновение. Альбер Камю Дистанция душа красоты. Симона Вейль Добро… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КРАСОТА — КРАСОТА, красоты, мн. красоты (красоты устар.), жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. 2. только ед. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. только мн. Красивые …   Толковый словарь Ушакова

  • КРАСОТА — ы; соты; ж. 1. к Красивый. К. среднерусского пейзажа. К. рук. К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. * Красота спасёт мир (Достоевский). 3.… …   Энциклопедический словарь

  • красота — Краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.. . взять красотой, придавать красоту… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.… …   Словарь синонимов

  • красота — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? красоты, чему? красоте, (вижу) что? красоту, чем? красотой, о чём? о красоте; мн. что? красоты, (нет) чего? красот, чему? красотам, (вижу) что? красоты, чем? красотами, о чём? о красотах 1. Красотой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • КРАСОТА — универсалия культуры субъект объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие «К.» выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как… …   Новейший философский словарь

  • КРАСОТА — КРАСОТА, ы, мн. оты, от, отам, жен. 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн.… …   Толковый словарь Ожегова

  • КРАСОТА — (символ b, от англ. beauty красота, прелесть), аддитивное квант. число, характеризующее адроны, носителями к рого явл. b кварки; сохраняется в сильном и эл. магн. взаимодействиях, но не сохраняется в слабом вз ствии. Введено для истолкования… …   Физическая энциклопедия

  • КрАсота — «КрАсота»  фольклорный ансамбль Новосибирского государственного университета. Создан в 1981 году из вокальной группы академического хора НГУ. Первоначально исполнял собственные эстрадные обработки народных песен, но впоследствии стал исполнять… …   Википедия

  • Красота —  Красота  ♦ Beauté    Качественная характеристика красивого, его фактическое состояние. Насколько правомочно разделение понятий красивого и красоты? Этьен Сурьо (***), в своем «Эстетическом словаре», полагает, что правомочно: «Рассуждая о… …   Философский словарь Спонвиля

  • КРАСОТА —         см. Прекрасное. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КРАСОТА …   Философская энциклопедия

  • aesthetics.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о